5S-сисиема.

5S-сисиема.
Статья посвящена системе 5S.

Five S — это философия, неотъемлемая часть кайдзен, которая фокусируется на людях, участвующих в процессе. В то время как кайдзен часто применяется для оптимизации потока информации или бизнес-процессов, философия 5S направлена на улучшение рабочей культуры с помощью стандартизированных правил и процедур. 5S вместе с кайдзен стремятся «очеловечить» работу, устраняя напрасные усилия, делая саму работу проще, а сотрудников более продуктивными и счастливыми. Модель 5S делает упор на совершенствование, соблюдение порядка, чистоту, стандартизацию и сортировку.


Итак, сэйри, «сортировка».

Сортировка — это первый шаг в любом процессе 5S. Термин сортировка первоначально произошел от японского слова Seiri. У каждого шага в процессе 5S есть связанная цель, которую можно конкретно обозначить. На этапе сортировки цель состоит в том, чтобы удалить ненужные предметы из организуемого пространства. Кроме того, этап сортировки также направлен на создание чистого листа, на котором можно построить и выполнить остальные четыре шага. Seiri основан на предпосылке, что сотрудники отвлекаются на ненужные объекты в рабочем пространстве, это снижает их производительность. Вместо различных проектов, сложенных на вашем столе на разных стадиях завершения, они организованы в папки по приоритету, причем проект с «высшим» приоритетом находится вверху. Заметки Post-It обрабатываются, подшиваются или отбрасываются соответственно.

Сэитон, «соблюдение порядка».

Инструменты, которые часто используются, должны храниться рядом с местом, где они используются. Запасное оборудование, расходные материалы и другие инструменты, которые используются реже, можно хранить в «центральном» месте, где ими могут пользоваться несколько человек, команд. Предметы, которые обычно используются вместе, следует хранить рядом друг с другом. В рамках этого процесса может быть полезно создать карту 5S. Карта 5S — это диаграмма или план, который предоставляет обзор рабочей зоны или процесса.

Сэисо, "содержание в чистоте".

Этот аспект включает в себя регулярную уборку каждой части рабочей зоны. Важно отметить, что этот этап не предназначен для обслуживающего персонала или уборщиков. Каждый сотрудник должен сам убирать свое рабочее место и оборудование, которое он использует.

Сэикэцу, "стандартизация".

Стандарты помогают гарантировать, что любые улучшения, сделанные с использованием кайдзен или подхода 5S к непрерывному совершенствованию, станут нормой, а не разовым мероприятием. Как только процесс оказывается оптимальным, он стандартизируется. Стандартизация означает, что вам не нужно постоянно «изобретать» процесс с самого начала. Это экономит время, которое можно использовать для улучшения процесса в будущем, используя подход 5S.

Сицукэ, «постоянное совершенствование».

Последний шаг, известный как Sustain или Shitsuke, направлен на выполнение всех предыдущих шагов 5S, включая стандартизированные процедуры, и преобразование их в постоянные привычки для обеспечения непрерывного совершенствования 5S. Иметь базовую систему недостаточно, и наличие шага Sustain является тому подтверждением. Когда от работников требуется сделать что-то новое на рабочем месте, это не сразу входит в привычку. Людям требуется время.


В современном конкурентном экономическом климате многие предприятия постоянно оттачивают свою бизнес-стратегию. Существует постоянная потребность в оптимизации, создании культуры эффективности, которая ведет к сокращению отходов и, следовательно, затрат. Повышение эффективности позволяет вам производить текущую продукцию за меньшее время и с меньшими затратами, а использование принципа, изложенного в системе 5S, является отличным способом выявления и устранения потерь.