Kanban-метод – это метод улучшения вашей работы. Чем бы вы ни занимались, есть гипотеза, что практики Kanban-метода позволят вам делать вашу работу еще лучше. С позиции Kanban это значит, что вы будете лучше попадать в ожидания заказчика.
Kanban появился, как и многие другие инструменты бережливого производства, на заводах Toyota в Японии в 50-х годах прошлого столетия. В то время компания искала способы сократить время производства одного автомобиля. В компании внедрили систему карточек, через которые передавали информацию: сколько и каких деталей требуется. Это помогло выпускать автомобили быстрее, не создавать лишней нагрузки на логистику, производить запчасти в том объеме, в котором они были нужны.
Однако, существуют различия между Kanban Тойоты и Kanban-методом. Последний также придерживается понятия “точно в срок”, но в отличие от заводов Тойоты здесь речь идет об интеллектуальном труде, который нельзя «пощупать». Соответственно, Kanban-метод используется для визуализации потока интеллектуальной работы и сокращения количества этой незавершенной работы.
Kanban, как инструмент в IT-менеджменте был представлен Дэвидом Дж. Андерсоном в компаниях Microsoft (2005) и Corbis. А широкое распространение и название, как метод, получил в 2007 году.
В наши дни Kanban применяют такие российские и иностранные компании: HeadHunter, «Альфа-банк», Microsoft, «Додо Пицца», Clever и другие.
В чем же заключается суть Kanban?
Есть план того, что нужно сделать, он называется backlog (бэклог). В нем список задач отсортирован по приоритету, при необходимости его можно и нужно корректировать, меняя важность карточек.
Есть ограничения по количеству задач «В процессе», чтобы регулировать нагрузку сотрудников или отделов, избегать завалов и простоев. Это ограничение называется WIP-лимит.
При необходимости для задач можно выставлять дедлайн, но это необязательно. Приоритетные задачи всегда находятся вверху бэклога – это значит, что они будут сделаны как можно скорее.
Основные принципы Kanban, которых необходимо придерживаться при работе с этой методикой, для успешного ее применения:
- визуализировать работу и разделять задачи на этапы;
- систематизировать доску. Создать колонки, которые будут отражать текущий этап работы над задачей. Например: «надо сделать», «в работе», «сделано»;
- актуализировать информацию. Необходимо постоянно обновлять статус, перемещая карточки из одной колонки в другую на доске, и выстраивать приоритеты в бэклоге;
- контролировать процесс решения задач. Если выполнение каких-то операций затягивается, и карточка долго не продвигается по доске, важно проанализировать причины и при необходимости перераспределить ресурсы или помочь в решении;
- постоянно совершенствовать систему. Визуализация помогает выявлять проблемные этапы и задачи. Процесс можно и нужно корректировать, устраняя уязвимые места.
Работа kanban-команд строится вокруг kanban-доски, которая используется для визуализации и оптимизации рабочего процесса. О сервисах, которые предоставляют возможность использовать такие доски, мы рассказывали ранее.
Как и у Scrum, у Kanban есть ценности:
- прозрачность;
- баланс;
- сотрудничество;
- клиентоориентированность;
- поток;
- лидерство;
- понимание;
- согласие;
- уважение.
Тут же будет уместно задать вопрос: Чем же Kanban отличается от Scrum? Или, может быть, это одно и то же?
Важно отметить, что Scrumи Kanban являются методологиями Agile. Однако, их нельзя считать взаимозаменяемыми.
В Scrum работа над продуктом делится на запланированные спринты – отрезки времени на выполнение заранее сформированного списка задач. В процессе спринта не могут добавляться в работу новые карточки из бэклога. Все новые цели и задачи добавляют в следующие спринты. Scrum подходит для команд, разрабатывающих продукт, который требует планирования.
В Kanban же карточки движутся по доске в непрерывном потоке на базе приоритетов. В любой момент времени приоритеты могут меняться, если этого требуют обстоятельства. Это обеспечивает большую, чем в Scrum, гибкость.
Таким образом, эти методологии отличаются именно гибкостью.
Поговорим о преимуществах и недостатках Kanban. Среди первых мы выделяем:
- Контроль сроков выполнения.
- Наглядность продвижения работы.
- Гибкость планирования.
- Повышение эффективности работы.
Недостатки:
- Метод не подходит для долгосрочного планирования.
- Возникают сложности при работе в больших командах.