Теория ожиданий Врума.

Теория ожиданий Врума.
Статья посвящена теории ожидания Врума.

Теория ожидания была предложена Виктором Врумом из Йельской школы менеджмента в 1964 году. Врум делает упор на результаты, а не на потребности, в отличие от, например, Маслоу и Герцберга.

Теория гласит, что интенсивность тенденции действовать определенным образом зависит от интенсивности ожидания того, что за исполнением последует определенный результат, и от привлекательности результата для человека.


Теория ожиданий Врума предполагает, что поведение является результатом сознательного выбора среди альтернатив, цель которого состоит в том, чтобы максимизировать удовольствие и минимизировать боль. Вместе с Эдвардом Лоулером и Лайманом Портером Виктор Врум предположил, что взаимосвязь между поведением людей на работе и их целями не так проста, как это сначала представлялось другим ученым. Врум понял, что производительность сотрудника зависит от индивидуальных факторов, таких как личность, навыки, знания, опыт и способности.

Зафиксируем, согласно теории ожиданий, мотивация работника является результатом:

  • того, насколько человек хочет вознаграждения (валентность);
  • оценки вероятности того, что усилия приведут к ожидаемому результату (ожидание);
  • веры в то, что исполнение приведет к вознаграждению (инструментальность).

Валентность — это важность, которую человек придает ожидаемому результату. Чтобы валентность была положительной, человек должен предпочесть достижение результата его недостижению. Например, если человека в основном мотивируют деньги, он или она могут не оценить предложения дополнительного свободного времени.

Ожидание — это вера в то, что увеличение усилий приведет к повышению производительности, то есть, если я буду работать усерднее, то результат будет лучше. На это влияют такие факторы, как:

  • наличие нужных ресурсов (например, сырья, времени);
  • наличие необходимых навыков для выполнения работы;
  • наличие необходимой поддержки для выполнения работы (например, поддержка руководителя или правильная информация о работе).

Инструментальность — это вера в то, что, если вы хорошо работаете, будет получен ценный результат. На инструментальность влияют:

  • четкое понимание взаимосвязи между производительностью и результатами — например, правила «игры» вознаграждения;
  • доверие людям, которые будут принимать решения о том, кто и какой результат получит;
  • прозрачность процесса, который решает, кто получит какой результат.

О преимуществах и недостатках теории.

Преимущества теории ожидания.

· она основана на личных интересах человека, который хочет добиться максимального удовлетворения и свести к минимуму неудовлетворенность;

· теория делает упор на ожидания и восприятия; то, что реально и актуально, нематериально;

· делает акцент на вознаграждениях или выплаты.

Недостатки теории ожидания.

· теория ожиданий кажется идеалистической, потому что довольно многие люди видят высокую степень корреляции между производительностью и вознаграждением;

· применение этой теории ограничено, поскольку во многих организациях вознаграждение напрямую не связано с производительностью. Это связано и с другими параметрами, такими как должность, усилия, ответственность, образование и т. д.


Таким образом, теория мотивации ожидания Врума касается не столько личного интереса к вознаграждению, сколько ассоциаций, которые люди вносят в отношении ожидаемых результатов, и вклада, который, по их мнению, они могут внести в эти результаты.