Перед тем, как начать активно продвигать свой ресурс и привлекать на него пользователей, нужно убедиться в том, что сайт сделан качественно. Для этого необходимо провести тестирование. Тестирование, как завершающий этап разработки сайта, играет важнейшую роль в процессе создания качественного программного обеспечения. После тестирования сайта на выходе получается готовый проект без ошибок, с хорошей читабельностью, воспринимаемой простотой, удобством и надежностью.
Чем сложнее сайт, тем больше времени уходит на его тестирование и отладку. В зависимости от специфики проекта на тестирование сайта может быть выделено до 50% от общего бюджета и временных ресурсов.
Тестирование может происходить по-разному, но не стоит забывать о самом процессе и стратегии тестирования. От этого зависит последовательность ваших действий.
Итак, начать следует с подготовительного этапа, тестирования документации. Тестировщик изучает полученную документацию (анализирует заданный функционал сайта, изучает окончательные макеты сайта и составляет план тестирования сайта).
На этом этапе анализируются основные аспекты, связанные с тестированием сайта:
- требования;
- план тестирования;
- тестовые случаи;
- матрица прослеживаемости.
Стоит отметить, что тестирование документации важно как в начале работы над проектом, так и на всех его промежуточных стадиях, включая завершение.
Тестирование функциональности сайта. Функциональное тестирование направлено на то, чтобы каждая функция веб-сайта работала в соответствии с техническим заданием.
Тестирование функциональности включает в себя:
1. Тестирование ссылок. Необходимо проверить исходящие ссылки, корректность внутренних ссылок, ссылки, которые используются для отправки электронных писем администраторам сайта и так далее. Проверять надо как переходом внутри сайта, так и просто вводом адреса страницы в новой вкладке браузера.
2. Тестирование форм всех страниц. Вы используете формы для интерактивного общения с вашими клиентами. Следует проверить следующие моменты:
- достоверность входных данных;
- допустимые значения для поля данных;
- недопустимые входные значения для поля данных;
- варианты форм, в которых возможно удаление или любая другая модификация данных;
Функциональное тестирование более сложных моментов, как например формы заказа или личный кабинет – предмет отдельной статьи, но про него забывать тоже не надо.
3. Тестирование файлов cookie.
Файлы cookie — это небольшие файлы, которые сохраняются на компьютере пользователя после посещения вашей веб-страницы.
Несколько шагов:
- есть ли на сайте предупреждение об использовании cookie;
- протестируйте сайт с отключенными файлами cookie;
- протестируйте сайт с включенными файлами cookie;
- перед записью на компьютер пользователя убедитесь, что файл cookie зашифрован;
- проверьте аспекты безопасности при удалении файлов cookie;
- если файлы cookie имеют продолжительность действия, проверьте, активны ли они в указанный период времени.
N.B. Законы относительно cookies в разных странах реализованы по-разному. Несмотря на то, что в России законы всё ещё сыроваты, позаботиться об этом стоит уже сейчас, ведь ситуация может измениться в любой момент, а доработки на сайте после его запуска могут стать намного сложнее.
4. Проверка HTML/CSS и SEO требований.
На этом этапе не забываем:
- проверить наличие синтаксических ошибок HTML – проверяется через валидатор w3.org;
- проверить адаптивность сайта на разных экранах, как в режиме эмуляции, так и на реальных устройствах в разных браузерах;
- убедиться, что сайт доступен для поисковых машин и соблюдены базовые требования поисковой оптимизации;
- убедиться, что ваша веб-страница имеет Sitemap.xml - карту сайта в формате XML;
- отдельное внимание надо уделить доступности контента на разных устройствах для сайтов на реактивных технологиях(React, Vue, Angular).
Юзабилити-тестирование.
Юзабилити-тестирование направлено на оценку вашей веб-страницы путем тестирования ее с репрезентативными пользователями. Это помогает определить способность пользователя учиться работать, подготавливать входные данные и интерпретировать выходные данные вашего сайта. Сюда мы отнесем навигационное тестирование.
Навигационное тестирование содержит следующие аспекты:
- все страницы сайта понятны и просты в использовании;
- кнопки, фигуры и поля удобны в использовании;
- есть доступ к главному меню со всех страниц.
Чек-лист для проведения такого тестирования:
- нет грамматических и орфографических ошибок;
- изображения размещены правильно с правильными размерами;
- проверить оптимизацию цветовой палитры сайта и размеров шрифтов;
- контент должен быть информативным, понятным, структурированным и логически связанным;
- инструкции понятны и содержат правильную информацию.
Юзабилити-тестирование, как и тестирование в целом – обширные темы и достойны не одной статьи. Тем не менее, весьма полезно абстрагироваться и пройтись по выше упомянутым этапам, поскольку именно здесь всплывает большинство проблем.
Сегодня мы познакомили вас лишь с частью этапов, благодаря которым можно протестировать сайт. В следующей статье мы расскажем о дальнейших шагах в рамках тестирования сайта, сделаем подборку полезных сервисов, которые помогут протестировать ваш сайт.