14 принципов Анри Файоля.

14 принципов Анри Файоля.
Статья посвящена принципам управления Анри Файоля.

Любой принцип управления представляет собой универсальную концепцию принятия и исполнения решений. Например, принимая решение о повышении сотрудника, руководитель может опираться на его возраст или звание. В то же время как другой руководитель может продвигать сотрудника на основании его поведения и результатов.

Автор принципов управления, Анри Файоль был французским промышленником. Он поступил на работу во французскую горнодобывающую компанию в 1860 году в качестве инженера и дослужился до должности ее управляющего директора в 1888 году. Пользовавшийся большим влиянием в начале 20 века, он написал книгу по теории менеджмента и организации труда «Промышленное и общее управление». Анри Файоль представил теории, которые можно применить ко всем уровням управления, любому отделу. Современные организации и менеджеры до сих пор применяют принципы управления Файоля для обеспечения эффективного и успешного бизнеса.


Рассмотрим их подробнее.

1. Разделение труда. Первый принцип управления Генри Файоля основан на теории, согласно которой, если сотруднику поручить конкретную задачу, он станет более эффективным в ее выполнении. Этот принцип- противоположность культуре многозадачности, когда сотруднику поручают выполнять множество задач одновременно. Для того, чтобы эффективно реализовать этот принцип, Файоль предлагает оценить текущие навыки каждого сотрудника и поручить ему задачу, в которой он сможет максимально эффективно использовать эти навыки.

2. Полномочия и ответственность. Этот принцип управления Анри Файоля гласит, что менеджер должен обладать необходимыми полномочиями, чтобы гарантировать, что его инструкции выполняются сотрудниками. Если бы у менеджеров не было никаких полномочий, у них не было бы возможности выполнять какую-либо работу. Однако эта власть должна сопровождаться ответственностью. По мнению Анри Файоля, должен быть баланс между властью и ответственностью. Если полномочий больше, чем ответственности, сотрудники будут разочарованы. Если же наоборот, менеджер будет чувствовать разочарование.

3. Дисциплина. Для эффективной работы любой организации необходима дисциплина. Чтобы иметь дисциплинированных сотрудников, менеджерам необходимо формировать культуру взаимного уважения. Должен существовать набор организационных правил, философии и структур, которым должен следовать каждый. Нарушение правил или ослабление недопустимо. Для достижения этой цели необходим хороший надзор и беспристрастное суждение.

4. Единство командования. В организации должна быть четкая цепочка подчинения. Сотрудники должны четко понимать, чьим указаниям необходимо следовать. По мнению Файоля, сотрудник должен получать приказы только от одного руководителя. Если сотрудник работает под руководством двух и более руководителей, под угрозой находятся авторитет, дисциплина и стабильность. Более того, это приведет к развалу структуры управления и выгоранию команды.

5. Единство руководства. Этот принцип управления Анри Файоля гласит, что выполняемая работа должна быть организована таким образом, чтобы сотрудники работали в гармонии для достижения одной и той же цели, используя один план, под руководством одного менеджера. Например, если у вас есть целый ряд маркетинговых мероприятий, таких как реклама, составление бюджета, стимулирование сбыта и т. д., у вас должен быть один менеджер, использующий один план для всех маркетинговых мероприятий.

6. Подчинение индивидуальных интересов. Этот принцип гласит, что общие интересы команды должны иметь приоритет над личными. Интересы организации не должны саботироваться интересами отдельного человека. Если кто-то выйдет из строя, организация развалится.

7. Вознаграждение. Этот принцип управления Анри Файоля гласит, что сотрудникам должна выплачиваться справедливая заработная плата за выполняемую ими работу. Любая организация, которая недоплачивает своим работникам, будет бороться за мотивацию и удержание качественных работников. Это вознаграждение должно включать как финансовые, так и нефинансовые стимулы. Кроме того, должна быть создана структура вознаграждения за хорошую работу для мотивации сотрудников.


Принципы управления не следует путать с методами управления. Методы управления — это техники или подходы, включающие несколько шагов, которые необходимо выполнить для достижения желаемой цели. С другой стороны, принципы — это набор правил, о которых необходимо помнить при использовании техники для того, чтобы работать эффективно. В следующей статье мы продолжим рассказывать о принципах управления Анри Файоля.