Анализ рынка — это подробная оценка целевого рынка вашего бизнеса и конкурентной среды в конкретной отрасли. Этот анализ позволяет спрогнозировать успех, которого можно ожидать, когда вы представляете свой бренд и его продукты потребителям на рынке. Анализ рынка включает в себя изучение количественных данных, таких как фактический размер рынка, который вы изучаете, цены, которые потребители готовы платить, прогнозы доходов, а также качественные данные, такие как потребительские ценности, желания и мотивы покупателей.
Проведение грамотного анализа рынка может принести вам несколько преимуществ, помогая:
- выявить тенденции и возможности в вашей нише;
- выделить свой бизнес среди конкурентов;
- снизить риски и затраты, связанные с запуском нового бизнеса (или изменением существующего);
- адаптировать продукты и услуги к потребностям вашей целевой аудитории;
- оптимизировать свои маркетинговые усилия;
- следить за эффективностью вашего бизнеса.
Перейдем к шагам, которые включает в себя анализ рынка.
Эта тематика связана с большим количеством споров о том, что и как делать правильно. Поэтому, отметим сразу, что это не единственно верный вариант проведения анализа рынка. В наши дни существует огромное множество вариантов проведения анализа определенной отрасли.
1. Исследуйте свою нишу.
Цель этого шага — получить представление о вашей отрасли в целом, чтобы создать понимание, как в нее войти, выявить тенденции и конкурировать с другими брендами. В традиционной манере мы указываем список вопросов, на которые важно ответить при работе на конкретном этапе:
- Сколько предприятий в вашей отрасли?
- Каков размер рынка с точки зрения количества потенциальных клиентов?
- Какой доход приносит отрасль?
- Каковы отраслевые стандарты, по которым работают компании и потребители?
- Какие внешние факторы влияют на то, как работает бизнес в этой отрасли, включая законы и правила, новые технологии, мировые события, а также экономические и социальные изменения?
- Какие есть возможности для инноваций в отрасли?
2. Изучите конкурентную среду.
На этом этапе переходим от общих представлений о нише к рассмотрению конкретных брендов, с которыми вы будете конкурировать, стремясь привлечь потенциальных клиентов на рынке. Вопросы, которые помогут на этом этапе:
- Какие бренды наиболее известны в вашей отрасли? Кто задает тренды и привлекает внимание клиентов?
- Каковы предложения этих брендов, цены и ценностные предложения?
- Какие тактики продаж, технологии и платформы используют эти бренды для привлечения клиента?
- Что можно узнать из отзывов покупателей об этих бренда?
3. Определите слабые места своей ниши.
Имея представление о том, как работают конкурирующие бренды, вы сможете найти некоторые «гэпы» на рынке, дифференцировать свои продукты и услуги и выделиться в отрасли.
Рыночные пробелы — это потребности, которые в настоящее время не удовлетворяются существующими брендами. Например, в индустрии онлайн-образования вы можете обнаружить, что учащиеся интересуются темами, которые не охватываются существующими курсами, и в этом случае вы можете разработать курс для удовлетворения этой потребности. Вот несколько вопросов, которые помогут выявить такие пробелы:
- Основываясь на результатах ваших отраслевых исследований, определите, какое влияние на разработку продуктов и услуг окажут внешние факторы, такие как социальные изменения и новые законы?
- В чем конкретно продукты и услуги конкурентов не соответствуют требованиям?
- Каким образом вы могли бы создавать более качественные продукты и услуги, учитывая ваши сильные стороны и опыт?
4. Определите свой целевой рынок.
Теперь, когда вы знаете свою отрасль, конкурентную среду и рыночные пробелы, которые вы можете заполнить, следующее, что важно сделать, — определить типы клиентов, которых вы хотите обслуживать. Определите свой целевой рынок в соответствии с характеристиками, благодаря которым отдельные потребители с большей вероятностью приобретут у вас товары и услуги. В этом помогут ответы на следующие вопросы:
- На какой сегмент рынка из числа потенциальных клиентов в вашей отрасли вы можете эффективно ориентироваться?
- Как вы можете описать этот сегмент с точки зрения их демографических (возраст, этническая принадлежность, доход, местонахождение и т. д.) и психографических (убеждения, ценности, устремления, образ жизни и так далее) характеристик?
- С какими проблемами и трудностями сталкиваются потенциальные покупатели?
- Каковы особенности и преимущества ваших предложений, и как они помогут удовлетворить потребности вашего целевого рынка?
5. Определите барьеры для входа.
Когда вы изучите свой целевой рынок и адаптируете свои предложения под потребителей, важно получить четкое представление о факторах, которые могут помешать вам успешно выйти на рынок. Таким образом, вы можете разработать стратегию для решения проблем. Вот несколько вопросов, которые помогут в изучении барьеров:
- Каковы начальные затраты на создание вашего бизнеса, включая разработку продукта, технологии, поставщиков, патенты и сертификаты?
- Какие юридические требования необходимо выполнить перед запуском?
- Какие политические, экономические и социальные факторы могут повлиять на поведение клиентов и вероятность того, что они купят именно у вас?
- Сколько ваши главные конкуренты тратят на рекламу?
6. Спрогнозируйте продажи.
Прогнозирование продаж — это процесс оценки будущих продаж, позволяющий принимать уверенные деловые решения или получать финансирование от инвесторов и кредиторов. Чаще всего прогнозы продаж создают для конкретных промежутков времени (месяц, три месяца, полгода, год). Вопросы, которые помогут создать прогноз продаж:
- Сколько единиц вы ожидаете продать за определенный промежуток времени, исходя из размера вашего рынка и поведения вашего целевого рынка?
- Какие цены вы назначите для каждого продукта или услуги?
Создание хорошего анализа рынка имеет архиважное значение. Анализ поможет выявить «слепые зоны» и подготовиться к конкуренции с другими компаниями. Что еще более важно, это поможет вам понять своих клиентов, чтобы вы могли предоставить им наилучшее обслуживание.
Не забывайте также и об использовании эффективных методик при проведении анализа рынка. О многих из них мы уже рассказали здесь: https://topremote.ru/