SWOT-анализ.

SWOT-анализ.
Что такое SWOT-анализ и как его проводить?

Чтобы вести успешный бизнес, необходимо регулярно анализировать бизнес-процессы для определения того, что вы работаете максимально эффективно. Одним из наиболее эффективных методов в этом контексте является SWOT-анализ.

SWOT-анализпроцесс планирования, который помогает компании преодолевать трудности и определять, какие новые возможности следует использовать.

Основная цель SWOT-анализа — помочь компании полностью осознать все факторы, влияющие на принятие бизнес-решений.

Этот метод был создан в 1960-х годах Альбертом Хамфри из Стэнфордского исследовательского института во время исследования, проведенного с целью выяснить, почему корпоративное планирование постоянно терпит неудачу. С момента появления, SWOT стал одним из самых полезных инструментов для владельцев бизнеса.


Когда и для чего необходимо проводить SWOT-анализ?

SWOT-анализ часто используется как часть процесса стратегического планирования. Структура считается мощной поддержкой для принятия решений, поскольку она позволяет организации раскрыть возможности для достижения успеха, которые ранее не были сформулированы. Благодаря SWOT-анализу можно также определить рыночную нишу, в которой бизнес имеет конкурентное преимущество.

Перейдем к факторам, которые рассматриваются в SWOT-анализе.

Внутренние факторы. Это сильные (S) и слабые стороны (W).

Сильные стороны — это то, что ваш бизнес делает особенно хорошо или что отличает вас от конкурентов. Подумайте о преимуществах вашей организации перед другими компаниями. Это может быть мотивация вашего персонала, доступ к просмотру материала или сильный набор производственных процессов.

Слабые стороны, как и сильные, являются неотъемлемыми чертами организации, поэтому при определении слабых сторон, ориентируйтесь на персонал, ресурсы, материалы и так далее. Подумайте, что вы могли бы улучшить, и какие методы вам следует изучить.

Примеры внутренних факторов:

  • финансовые ресурсы (финансирование, источники дохода и инвестиционные возможности);
  • физические ресурсы (расположение, объекты и оборудование);
  • человеческие ресурсы (сотрудники, волонтеры и целевая аудитория);
  • доступ к природным ресурсам, товарным знакам, патентам и авторским правам;
  • текущие процессы (программы для сотрудников, иерархия отделов и программные системы, такие как программное обеспечение CRM и бухгалтерское программное обеспечение).

Внешние факторы. К этим факторам относятся угрозы и возможности.

Способность выявлять и использовать возможности может иметь огромное значение для способностей вашей организации конкурировать и занимать позиции в топе рынка.

Подумайте о возможностях, которые вы можете использовать как можно скорее. Они необязательно должны менять правила игры: даже небольшие преимущества могут повысить эффективность организации.

Угрозы включают в себя все, что может отрицательно сказаться на вашем бизнесе, например, проблемы с цепочкой предложений, изменения в рыночных требованиях или нехватка сотрудников. Жизненно важно принять меры против этих угроз.

Примеры внешних факторов:

  • тенденции рынка (новые продукты, технологические достижения и изменения в потребностях аудитории);
  • экономические тенденции (региональные, национальные и международные финансовые тенденции);
  • финансирование (пожертвования, законодательные органы и другие источники);
  • отношения с поставщиками и партнерами;
  • политические, экологические и экономические нормы.

Поговорим о том, какие этапы проведения SWOT-анализа есть.

1. Определитесь с целью вашего SWOT-анализа.

Чтобы получить максимальную отдачу от вашего SWOT-анализа, вы должны с самого начала иметь цель, ради которой этот анализ проводится. Например, вы можете использовать SWOT-анализ, чтобы решить, следует ли представить новый продукт или услугу.

2. Изучите свой бизнес, отрасль и рынок.

Прежде чем приступить к SWOT-анализу, вам необходимо провести небольшое исследование, чтобы понять свой бизнес, отрасль и рынок. Получите различные точки зрения, поговорив с вашими сотрудниками, деловыми партнерами и клиентами. Также проведите небольшое исследование рынка и узнайте о своих конкурентах.

3. Перечислите сильные стороны вашего бизнеса.

Первый шаг — определить и перечислить то, что вы считаете сильными сторонами вашего бизнеса. Примеры могут включать сильные стороны, связанные с сотрудниками, финансовыми ресурсами, местоположением вашего бизнеса, ценовыми преимуществами и конкурентоспособностью.

На данном этапе SWOT-анализа список необязательно должен быть окончательным. Приветствуются любые идеи и мысли.

4. Перечислите слабые стороны вашего бизнеса.

Перечислите вещи в вашем бизнесе, которые вы считаете слабыми сторонами (то есть, которые ставят ваш бизнес в невыгодное положение по сравнению с другими). Слабые стороны могут включать отсутствие новых продуктов или клиентов, прогулы персонала, отсутствие интеллектуальной собственности, снижение доли рынка и так далее.

Убедитесь, что вы устранили недостатки, выявленные в вашем SWOT-анализе. Список слабых сторон может показать, как ваш бизнес вырос с течением времени. Когда вы просматриваете SWOT-анализ через год, вы можете заметить, что ваши слабые стороны были устранены.

5. Перечислите потенциальные возможности для вашего бизнеса.

Подумайте о возможных внешних возможностях для вашего бизнеса. Это не то же самое, что и внутренние сильные стороны, и они необязательно являются определенными — возможность для одного аспекта вашего бизнеса может представлять угрозу для другого (например, вы можете рассмотреть возможность выпуска нового продукта, чтобы не отставать от потребительских тенденций, но ваши конкуренты могут уже иметь аналогичный товар).

Возможности могут включать новые технологии, учебные программы, партнерские отношения, разнообразный рынок и другие факторы.

6. Перечислите потенциальные угрозы для вашего бизнеса.

Перечислите внешние факторы, которые могут представлять угрозу или вызвать проблемы для вашего бизнеса. Угрозами могут быть рост безработицы, усиление конкуренции, более высокие процентные ставки, неопределенность на мировых рынках и так далее.

7. Установите приоритеты на основе SWOT.

Когда вы выполните описанные выше шаги, у вас будет 4 отдельных списка. В идеале эти списки можно отображать рядом друг с другом, чтобы у вас была общая картина того, как работает ваш бизнес и какие проблемы необходимо решить. Затем вы можете решить, какие проблемы являются наиболее важными, а какие можно решить позже (например, составить 4 списка приоритетов).

8. Разработайте стратегию для решения проблем в SWOT.

Просмотрите свои 4 приоритетных списка и ответьте на такие вопросы:

  • Как можно использовать сильные стороны, чтобы воспользоваться выявленными возможностями?
  • Как можно использовать эти сильные стороны для преодоления выявленных угроз?
  • Что нам нужно сделать, чтобы преодолеть выявленные недостатки, чтобы воспользоваться возможностями?
  • Как мы сведем к минимуму наши слабые стороны, чтобы преодолеть выявленные угрозы?

Какие есть преимущества и недостатки у SWOT-анализа?

Преимущества:

1. Метод применим в самых разнообразных сферах экономики и управления.

2. Его можно адаптировать к объекту исследования любого уровня (продукт, предприятие, регион, страна и прочее).

3. Свободный выбор анализируемых элементов в зависимости от поставленных целей.

4. Может использоваться как для оперативного контроля деятельности организации, так и для стратегического планирования на длительный период.

Недостатки:

1. Основным недостатком SWOT-анализа является то, что он принадлежит к группе так называемых инструктивно-описательных моделей стратегического анализа, которые показывают только общие цели, а конкретные мероприятия для их достижения надо разрабатывать отдельно.

2. SWOT-анализ является довольно субъективным и исследовательская значимость результатов анализа чрезвычайно зависит от уровня компетенции и профессионализма аналитика.

3. Проведение качественного SWOT-анализа требует привлечения достаточно большого количества специалистов из соответствующих областей, что повышает его стоимость.

4. Для реализации SWOT-анализа необходимо привлечение больших массивов информации, что требует значительных усилий и затрат.


Реальное осознание слабых мест и угроз, существующих для бизнеса, — это первый шаг к противодействию им с помощью надежного набора стратегий, основанных на сильных сторонах и возможностях. SWOT-анализ определяет ваши сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, чтобы помочь вам в разработке стратегических планов и решений.