Пять конкурентных сил Майкла Портера.

Пять конкурентных сил Майкла Портера.
Статья посвящена пяти конкурентным силам Майкла Портера.

Методика анализа пяти конкурентных сил была создана в 1979 году Майклом Э. Портером из Гарвардской школы бизнеса в качестве простой основы для оценки конкурентной силы и положения бизнеса.

Методика основана на концепции, согласно которой существует пять сил, определяющих интенсивность конкуренции и привлекательность рынка. Это полезно как для понимания силы текущей конкурентной позиции организации, так и силы позиции, на которую организация может рассчитывать.

Стратегические аналитики часто используют пять сил Портера, чтобы понять, являются ли новые продукты или услуги потенциально прибыльными. Понимая, в чем заключается сила, теорию также можно использовать для выявления сильных сторон, улучшения слабых сторон и предотвращения ошибок.

Кстати, пять сил Портера считаются макроинструментом в бизнес-аналитике — он рассматривает экономику отрасли в целом, а SWOT-анализ — это микроаналитический инструмент, фокусирующийся на данных и анализе конкретной компании. Узнать больше о SWOT-анализе можно здесь: https://topremote.ru/post/swot-analiz


В моделях Портера есть пять сил, формирующих отраслевую конкуренцию:

1. Конкурентное соперничество (отраслевые конкуренты).

Интенсивность соперничества между компаниями является основополагающей силой, формирующей конкурентную структуру отрасли. Такая конкуренция высока, когда существует всего несколько предприятий, продающих продукты или услуги. В этом случае доходы и прибыль могут легко перераспределяться к конкуренту, который, например, понизил цену. Когда темпы роста рынка высокие, начинаются рекламные и ценовые войны, которые могут привести к значительному ущербу для бизнеса.

2. Рыночная власть поставщиков.

Поставщики обеспечивают продавцам наличие сырья и других ресурсов для производства продуктов. Их рыночная власть существенно влияет на прибыль, поскольку стоимость сырья определяет итоговую цену готовой продукции. Поставщики способны проявить рыночную власть над участниками отрасли угрозой повышения цен или снижения качества поставляемых товаров и услуг. Располагающие властью поставщики могут выкачивать прибыль из отрасли, которая окажется неспособной возместить этот рост цен повышением собственных цен. Здесь же оценивается количество потребляемых ресурсов и других доступных ресурсов.

3. Рыночная власть покупателей.

Эта сила оказывает влияние на цену и качество. Потребители обладают властью, когда объем предложения большой. Соответственно, у покупателей появляется возможность выбирать подходящего продавца и манипулировать поставщиками. Так, покупатели сталкивают продавцов друг с другом, провоцируют снижение цен, требуют от продуктов более высокого качества или предоставления большего количества услуг.

4. Потенциальные конкуренты.

На высокорентабельные рынки регулярно заходят перспективные новые участники, что приводит к падению прибыльности. Эта угроза позволяет определить, легко или сложно конкурировать при выходе на рынок. Чем легче новому конкуренту войти в нишу, тем больше риск того, что рыночная доля уже существующего бизнеса будет снижаться.

5. Угроза товаров-заменителей (субститутов).

При анализе этой угрозы можно понять, насколько легко потребители могут переключаться на товары-заменители. Важно анализировать субституты и попытаться возвести барьеры или строить стратегию исходя из неизбежности их присутствия в качестве мощного фактора.

Анализ проводится в несколько шагов:

1. Оценка конкурентоспособности продукции и степени конкуренции на рынке. Для этого анализируют возможные угрозы со стороны отраслевой конкуренции, новых игроков и товаров-субститутов.

2. Оценка степени влияния покупателей. Для этого анализируют их склонность к переключению на товары-заменители, чувствительность к изменению стоимости продукции, удовлетворение ее качеством.

3. Оценка угрозы со стороны поставщиков. Этот фактор анализируют с точки зрения надежности и стабильности в повышении стоимости сырья.

4.    Объединение результатов и разработка новой стратегии с учетом проведенного анализа.

Какие есть преимущества и недостатки у этого анализа?

Преимущества:

  • можно предупредить появление рисков. Благодаря стратегии определяются опасные факторы, тормозящие развитие фирмы;
  • оценивается, в каком состоянии пребывает предпринимательская деятельность. Благодаря модели можно выявить, что способствует развитию, а какие действия неэффективны;
  • планируется будущая стратегия. Руководитель может наглядно увидеть, какие слабые места у компании, чтобы грамотно составить алгоритм развития;
  • при запуске коммерческой идеи можно спрогнозировать примерные результаты. Например, владелец бизнеса оценивает, что ожидает фирму в будущем через 5, 10 и более лет;
  • инвесторам, которые рассчитывают силы Портера, модель позволяет увидеть, перспективно ли вкладывать средства в конкретную компанию.

Недостатки:

  • неуниверсальность модели, которая в большей степени подходит для анализа отрасли, а не конкретного бизнеса;
  • потеря актуальности метода в связи с глобализацией и цифровизацией мира и появлением инновационных разработок у конкурентов.

Модель пяти сил Портера поможет вам получить четкое представление о вашей конкурентной среде. Это становится основой для принятия стратегических инвестиционных решений для будущего успеха.