Аутсорсинг.

Аутсорсинг.
В этой статье мы подробно расскажем об аутсорсинге: для чего он нужен, какие функции компании чаще всего передаются на аутсорсинг и так далее. Выясним, какие есть положительные и отрицательные стороны у аутсорсинга.

В процессе развития, компаниям становится не всегда выгодно и эффективно иметь большой штат сотрудников с самыми разнообразными навыками. Тяжелые времена, начавшиеся в 2020 году, ускорили развитие такого направления, как аутсорсинг-передачи некоторых (чаще всего непрофильных) функций компании сторонним организациям.

Широкое распространение данный термин получил только в конце восьмидесятых годов 20 столетия. В переводе с английского «outside resource using», слово обозначает «использование внешних ресурсов».

Однако, метод привлечения посредника на постоянном основании сильно старше. В качестве прообраза называют группы рекрутеров, которые занимались наймом матросов на суда во времена Римской империи.

Считается, что истоком современного аутсорсинга стали юридические компании из Великобритании и США. В начале ХХ века они начали оказывать консультации и услуги для своих постоянных партнеров.

Интересно, что история аутсорсинга связана с противостоянием в 30-х годах ХХ века двух гигантов в области автомобилестроения: Генри Фордом и Альфредом Слоуном. Компания в то время находилась на грани краха. Во многом благодаря аутсорсингу Альфред смог выйти из сложной ситуации, при этом даже обогнав своего конкурента: Форда. Надо сказать, что именно General Motors в настоящее время является крупнейшей автомобильной корпорацией в мире. Ей принадлежат такие автомобильные марки, как: Cadillac, Chevrolet и GMC. Что еще лучше может доказать эффективность аутсорсинга, если не этот пример?

Предлагаем разобраться подробнее.


Сначала нам необходимо понять, чем же аутсорсинг отличается от фриланса или аутстаффинга. Основное отличие между фрилансом и аутсорсингом заключается во времени сотрудничества. Фрилансеров, как правило, нанимают для решения единоразовой задачи. Аутсорсинг же предполагает долгосрочные трудовые отношения.

Различия между аутсорсингом и аутстаффингом уже менее явные. В случае с аутстаффингом заказчик заключает договор с организацией-посредником. Эта организация юридически является работодателем сотрудников, занимается решением вопросов, связанных с наймом работников, их оформление и зарплатой. При аутстаффинге осуществляется полный контроль проекта со стороны заказчика. Подробнее об аутстаффинге вы можете узнать здесь: https://vc.ru/hr/133231-chto-takoe-autstaffing-i-pochemu-on-seychas-nuzhen-mnogim-kompaniyam

В случае с аутсорсингом прямой контроль работы над проектом отсутствует.


Когда выгодно использовать аутсорсинговые компании? Мы выделяем такие факторы:

1. В случае, если на полноценное содержание и оплату труда наемных сотрудников не хватает средств, необходимо сократить расходы.

2. Наличие в штате некоторых сотрудников неэффективно по другим причинам (плохо выполняют свою работу, возникают сложности в процессе организации труда и так далее).

3. Возникают издержки для менеджмента. Например, возникает ситуация. Когда необходимо нанять дополнительного менеджера или же наделить дополнительными обязанностями тех, что уже работают.

4. Существуют непрофильные направления или направления, где у руководства недостаточно экспертности.

5. Есть инфраструктурные издержки. Компании по обслуживанию вендинговых автоматов совершенно невыгодно снимать офис для программиста. Однако, сотрудник необходим.


Какие же функции чаще всего передают предприятия аутсорсинговым компаниям?

1. Бухгалтерские услуги;

2. Обслуживание техники и оборудования;

3. Обеспечение функционирования работы в офисе;

4. Разработка программного обеспечения;

5. Юридические услуги;

6. Охранные мероприятия;

7. Логистика;

8. Клининг помещений:

9. Реклама, маркетинг и PR;

10. Аутсорсинг HR.

Так как наша деятельность во многом связана с IT-сферой, расскажем, какие услуги чаще всего предлагаются в IT-аутсорсинге:

1. Системная и техническая поддержка оборудования и программного обеспечения рабочих мест.

2. Техническая поддержка серверного и сетевого оборудования

3. Комплексная техническая поддержка и сопровождение ИТ-инфраструктуры предприятия

4. Сервисная поддержка и ремонт оборудования

5. ИТ-аудит и консалтинг.

6. Проектный аутсорсинг. Например, компания ARM, которая занимается проектированием процессоров, на проектной основе может помогать производителям телефонов, компьютеров в доработке процессоров и электрических схем.

Важно понимать, что передача ключевых элементов бизнеса аутсорсинговым компаниям-не лучшая идея. В этом случае логично будет задать себе вопрос: а в чем тогда суть моего бизнеса?


Поговорим о положительных и отрицательных сторонах аутсорсинга. Среди положительныхсторон мы отмечаем:

1. Повышение качества непрофильных услуг. Это один из главных плюсов аутсорсинга. Согласитесь, куда лучше выполнять определенные задачи будут профессионалы своего дела, а не сотрудник, который, во-первых, не в полной мере компетентен в определенном вопросе, во-вторых, может выполнять свои непосредственные обязанности куда лучше.

2. Сокращение затрат. Кроме того, что сотруднику, который выполняет второстепенную работу с зачастую большой периодичностью, необходимо платить в том числе за время «простоя», нужно обучать его, покупать оборудование и софт и так далее. Аутсосринговая компания призвана сократить эти расходы.

3. Фокус на основном виде деятельности.


Отрицательные стороны:

1.Привлекая аутсорсинговые компании, вы попадаете в некого рода зависимость от них. В любом случае придется тратить время на контроль оказания услуг.

2. При неудачном выборе компании, можно столкнуться с недобросовестностью исполнителя.

Снизить риски можно благодаря корректно составленному договору оказания услуг. При этом, важно не только грамотно составить договор, но и контролировать его исполнение на всех этапах. Получатель должен иметь четкие ожидания о результате услуг.

В ближайшее время мы подготовим для вас статью о простых методиках управления рисками в проектах. Следите за новостями!


Какие компании используют аутсорсинг?

Google. Компания передала на аутсорсинг большую часть поддержки.

Skype. Компания привлекла аутсорсинговые компании из Эстонии для разработки программного обеспечения. Интересно, что позже Skype и привлеченные разработчики действовали в рамках партнерства.

Apple. Компания передает на аутсорсинг почти все свое производство. Это позволяет Apple уделять больше внимания разработке и дизайну новых продуктов.


В наши дни популярность аутсорсинга увеличивается, рынок аутсорсинговых компаний растет. Этим можно и нужно пользоваться как заказчикам, так и исполнителям. Вместе с тем, мы рекомендуем не забывать о нюансах этой сферы и подходить к выбору исполнителей/поиску заказчиков с умом, грамотно оценивая риски и перспективы.