Двухфакторная теория мотивации Герцберга.

Двухфакторная теория мотивации Герцберга.
Статья посвящена двухфакторной теории мотивации Герцберга.

Многие из нас знакомы с иерархией потребностей Абрахама Маслоу, в которой излагаются основные потребности человека: от низменных до возвышенных. Его теория исследовала потребности человека такие как, например: физиологические, эстетические, потребность в безопасности, принадлежности, уважении и признании, познании, самоактуализации. Фредерик Герцберг проводил свои исследования одновременно с Маслоу и опирался на его теорию для решения проблемы мотивации на рабочем месте. Он сделал несколько интересных открытий, в том числе об отсутствии линейной связи между внутренними и внешними потребностями сотрудников.


По словам Герцберга, есть некоторые факторы работы, которые приводят к удовлетворению сотрудника, в то время как другие факторы работы предотвращают неудовлетворенность. По словам Герцберга, противоположностью «удовлетворенности» является «отсутствие удовлетворения», а противоположностью «неудовлетворенности» является «отсутствие неудовлетворенности».

Герцберг разделил эти рабочие факторы на две категории:

Гигиенические факторы. Это те рабочие факторы, которые необходимы для существования мотивации на рабочем месте. Они не приводят к положительному удовлетворению в долгосрочной перспективе. Но если эти факторы отсутствуют/если эти факторы отсутствуют на рабочем месте, то они приводят к неудовлетворенности.

К гигиеническим факторам относятся:

· Оплата труда. Структура заработной платы или оклада должна быть соответствующей и разумной. Он должен быть равным и конкурентоспособным с теми, кто работает в той же отрасли в той же области.

· Политика компании и административная политика. Политика компании не должна быть слишком жесткой. Она должна быть честной и четкой. Она должна включать регулирование графика работы, дресс-кода, перерывов, отпуска и так далее.

· Дополнительные льготы. Работникам могут быть предложены планы медицинского обслуживания, льготы для членов семьи, программы помощи сотрудникам и т. д.

· Физические условия труда. Условия труда должны быть безопасными, чистыми и гигиеничными. Рабочее оборудование должно быть обновлено и содержаться в хорошем состоянии.

· Межличностные отношения. Отношения сотрудников с коллегами, начальством и подчиненными должны быть уместными и приемлемыми.

· Гарантия занятости. Организация должна обеспечивать гарантии занятости сотрудников.

Мотивационные факторы. Согласно Герцбергу, гигиенические факторы нельзя рассматривать в качестве мотиваторов. Мотивационные факторы приносят положительное удовлетворение, мотивируют сотрудников на высокую производительность.

К мотивационным факторам относятся:

· Признание. Менеджеры должны признавать сотрудников за их достижения.

· Чувство достижения. Сотрудники должны иметь чувство достижения. Это зависит от работы. Их работа должна приносить какие-либо плоды.

· Возможности роста и продвижения по службе. В организации должны быть возможности роста и продвижения в том числе для того, чтобы мотивировать сотрудников на хорошую работу.

· Ответственность.Сотрудники должны нести ответственность за свою работу. Менеджеры должны дать им право собственности на работу. Они должны свести к минимуму контроль, но сохранить подотчетность.

· Значимость работы. Сама работа должна быть значимой, интересной и сложной для выполнения работником и мотивации.

Мотивация сотрудников является ключевым аспектом управления проектами. В управлении проектами слаженная командная работа помогает достичь трех жизненно важных целей:

  • завершение проектов в срок;
  • удовлетворение членов команды своими ролями и мотивация работать лучше;
  • мотивированные команды создают здоровую рабочую атмосферу.

Двухфакторная теория Герцберга дает представление о ключевых элементах, стимулирующих сотрудников. Его можно использовать для понимания мотивации отдельных сотрудников, что, в свою очередь, может быть использовано для разработки целостного плана мотивации сотрудников.


Так, действительно, между двухфакторной теорией мотивации Фредерика Герцберга можно провести определённые параллели с пирамидой потребностей Абрахама Маслоу: гигиенические потребности теории Герцберга соотносятся с низшим уровнем потребностей пирамиды Маслоу, а мотивирующие факторы соотносятся с высшим уровнем потребностей соответственно.