Кайдзен.

Кайдзен.
Статья посвящена японской бизнес-философии кайдзен.

Кайдзен — японский термин, означающий изменение к лучшему или постоянное совершенствование. Это японская философия бизнеса, которая касается процессов, которые постоянно улучшают работу и вовлекают в процесс всех сотрудников. Кайдзен рассматривает повышение производительности как постепенный и методичный процесс.


Некоторые из ключевых целей философии кайдзен включают контроль качества, стандартизированную работу, использование эффективного оборудования и устранение отходов. Общая же цель кайдзен состоит в том, чтобы вносить небольшие изменения в течение определенного периода времени для улучшения работы компании. Это совсем не значит, что изменения должны происходить медленно. Процесс кайдзен признает, что небольшие изменения сейчас могут иметь огромное влияние в будущем.

Улучшения могут исходить от любого сотрудника компании и в любое время. Идея состоит в том, что каждый заинтересован в успехе компании, и каждый должен постоянно стремиться помочь улучшить бизнес-модель компании. Многие мировые компании приняли концепцию кайдзен. Например, Toyota использует смысл и философию кайдзен в своей организации, считает кайдзен одной из своих основных ценностей. Чтобы улучшить свою производственную систему, Toyota поощряет желания и действия сотрудников по выявлению областей потенциальных улучшений и созданию жизнеспособных решений.

Какие есть преимущества и недостатки Кайдзен?

Преимущества:

  • Акцент кайдзен на постепенном улучшении может создать более мягкий подход к изменениям в отличие от больших усилий, от которых можно отказаться из-за их склонности вызывать сопротивление изменениям и сопротивление.
  • Кайдзен поощряет тщательное изучение процессов для того, чтобы уменьшить количество ошибок и потерь.
  • При меньшем количестве ошибок потребности в контроле и проверке сводятся к минимуму.
  • Моральный дух сотрудников улучшается, поскольку кайдзен поощряет чувство ценности и цели.
  • Командная работа усиливается, так как сотрудники думают не только о конкретных проблемах своего отдела.
  • Клиентоориентированность расширяется по мере того, как сотрудники лучше понимают потребности клиентов.
  • Существуют системы, обеспечивающие поощрение улучшений как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Недостатки:

  • Компаниям с культурой территориальности и закрытым общением, возможно, сначала потребуется сосредоточиться на культурных изменениях, чтобы создать восприимчивую среду.
  • Кратковременные события кайдзен могут вызвать всплеск волнения, который будет поверхностным и кратковременным и, следовательно, не будет устойчивым.

Интересно, что кайдзен как план действий — это именно то, что развивает кайдзен как философию. Когда кайдзен применяется в качестве плана действий посредством последовательной и устойчивой программы успешных кайдзен-мероприятий, это учит сотрудников иначе относиться к своей работе. Другими словами, последовательное применение кайдзен в качестве плана действий создает огромную долгосрочную ценность за счет развития культуры, необходимой для действительно эффективного непрерывного совершенствования. В следующей статье мы подробнее расскажем про принципы и реализацию кайдзен.