Ситуационный анализ — это процесс, который помогает выявить внутренние и внешние возможности и проблемы для вашей организации, услуги или продукта. С помощью ситуационного анализа можно также определить и масштаб этих возможностей и проблем.
Ситуационный анализ — это достаточно широкий термин, который охватывает несколько более мелких разновидностей анализов, подходов и методов. Например, таких как SWOT-анализ, анализ PESTEL, анализ 5C и анализ VRIO и другие инструменты. Другими словами, ситуационный анализ — это этап стратегического планирования, на котором вы можете использовать несколько аналитических инструментов.
Несколько шагов, которые важно осуществить в рамках проведения ситуационного анализа:
1. Проанализируйте своих клиентов.
На клиентах должен быть ваш первостепенный фокус, поэтому начните с определения того, кто входит в эту группу, а также их потребностей и проблем.
На этом этапе вы также можете создать карту пути клиента. Она поможет вам решить проблемы и цели ваших клиентов в определенные моменты их взаимодействия с вашим бизнесом.
2. Проанализируйте свои продукты и услуги.
Обратите внимание на все свои продукты и услуги и проанализируйте, соответствуют ли они в настоящее время требованиям ваших клиентов. Карта пути клиента может помочь вам определить конкретные проблемы и возможности для вашего товара или услуги. Вы также можете собирать отзывы клиентов с помощью обзоров, опросов, интервью или фокус-групп. В рамках оценки вы должны проверить и своих поставщиков, инструменты и программное обеспечение, которые вы используете. Например, SWOT- диаграмма может помочь вам определить сильные и слабые стороны вашего бизнеса, возможности и угрозы. Подробнее об этом инструменте можно узнать здесь: https://topremote.ru/post/swot-analiz .
3. Изучите конкурентов.
Проведите анализ конкурентов, чтобы понять, что делают другие компании на рынке, включая их сильные и слабые стороны. Можно выполнить этот этап в рамках анализа 5C — структуры, разработанной для того, чтобы помочь вам оценить вашу среду с пяти различных областей, каждая из которых влияет на ваши бизнес-решения:
- Клиенты (текущие и потенциальные);
- Конкуренты;
- Компания;
- Компаньоны (поставщики, дистрибьюторы и так далее);
- Климат.
4. Проанализируйте окружающую среду.
Сделайте шаг назад и проанализируйте окружающую среду компании. Изучите внешние факторы, включая экономические тенденции, которые могут повлиять на вас и/или ваших клиентов. Выявите любые потенциальные или реальные угрозы или возможности. Анализ PESTLE поможет сформировать представление о политической, экономической, социологической, технологической, правовой и экологической ситуации в вашей компании. Про этот вид анализа можно узнать здесь: https://topremote.ru/post/pest-analiz .
5. Проведите оценку своих ресурсов.
Анализ VRIO — полезный инструмент для оценки вашей способности использовать организационные ресурсы в полной мере. VRIO — это аббревиатура от Value, Rarity, Imitability and Organization. Анализ VRIO позволяет вам увидеть, какие ресурсы являются неотъемлемой частью вашего бизнеса, должны быть расставлены в соответствии с приоритетом и управляться как можно тщательнее. Этот анализ также поможет вам решить, когда передать ресурс или процесс на аутсорсинг или улучшить его, чтобы повысить свое конкурентное преимущество. Знакомимся с анализом VRIO здесь: https://topremote.ru/post/vrio-analiz .
Ситуационный анализ – это комплексное изучение производственно-коммерческой деятельности компании и ее внешней среды по состоянию на конкретный момент времени. Такой анализ дает оценку изменений на рынке, описывает результаты хозяйственной деятельности и способствует формулировке обоснованных, объективных выводов и рекомендации для разработки стратегии фирмы.