Карта стратегических групп конкурентов.

Карта стратегических групп конкурентов.
Статья посвящена анализу конкурентов с помощью карты стратегических групп.

Карта стратегических групп конкурентов — инструмент, который помогает бизнесу визуализировать позиции своих отраслевых конкурентов. Группа конкурентов с аналогичными стратегиями и бизнес-моделями называется стратегической группой. Предприятия, входящие в одну и ту же стратегическую группу, могут иметь две или более схожие характеристики (например, аналогичные цены на продукты, доступность продуктов в одних и тех же регионах, идентичные технологические подходы).

Карта стратегической группы помогает бизнесу определить своих конкурентов, конкурентную среду. Кроме того, она помогает выявить «пробелы» в отрасли и выявить неиспользованные возможности, а также помогает распознать альтернативные пути успеха в отрасли для компании.


При рыночном подходе потребители делятся на рыночные сегменты, которые имеют общие характеристики, такие как уровень образования, доход, возраст, пол и так далее. Исследовательские компании изучают общие предпочтения сегментов рынка, а затем используют эти предпочтения для адаптации продуктов и услуг к конкретным сегментам рынка.

Цели анализа стратегических групп варьируются в зависимости от различных характеристик стратегических групп, включая размер рынка, разнообразие предлагаемых продуктов, географическую близость конкурирующих компаний и места продажи продуктов. Имейте в виду, что брендинг, маркетинг, качество и цена также являются факторами, которые необходимо учитывать и принимать во внимание. Организация, которая собирается выводить на рынок новый продукт, могла бы провести анализ, чтобы определить, как конкурировать при выходе на него.

Создание карты компаний, составляющих рыночный сегмент, помогает выявить потенциально прибыльные рынки. По всем этим причинам глубокий анализ является фундаментальным шагом для любой компании, которая хочет конкурировать со своими оппонентами в той нише бизнеса, на которой она фокусируется.

Итак, как создать карту стратегических групп?

1. Определите главных конкурентов в вашей отрасли; попытайтесь определить хотя бы пять из них. Изучая, создавайте для них индивидуальные профили, уделяйте особое внимание услугам и продуктам, которые они предлагают, влиянию, которое они оказывают на рынок, получателям выгоды от их бизнеса и их стратегическому направлению.

2. Затем определите факторы, которые помогли вам добиться успеха. Качество вашего продукта или услуги? Эффективная служба поддержки клиентов или поддержка ваших постоянных клиентов?

3. После, выберите два основных фактора, которые способствуют успеху вашего бизнеса. Они становятся переменными, используемыми для осей карты. Между этими переменными не должно быть корреляции. Это могут быть: цена продукта, географический охват, широта продуктовой линейки или качество.

4. Нанесите название фирм, которые вы идентифицировали, на созданную вами карту с двумя переменными.

5. Фирмы, расположенные в одной и той же области стратегии, должны быть отнесены к одной и той же стратегической группе.

6. Нарисуйте круги вокруг каждой стратегической группы. Размер кругов должен варьироваться в зависимости от размера соответствующей доли группы в общем объеме продаж отрасли.

Расскажем о переменных и о принципах их выбора.

1. Осями карты должны служить параметры, не связанные между собой.

2. Выбранные в качестве осей переменные должны отражать существенную разницу в позиции соперников, т.е. различия в компонентах их конкурентной стратегии. (Ими могут служить переменные, не имеющие количественного измерения).

3.  В качестве осей следует избрать параметры, служащие факторами, которые определяют ключевые барьеры мобильности фирм внутри отраслевого рынка.


Таким образом, отображение стратегических групп помогает создавать, реализовывать и отслеживать стратегии организации. Благодаря этому, становится легче понять конкурентную среду отрасли и разработать подходящие стратегии для отвлечения клиентов от конкурентов.