Еще в конце 1970-х годов правительство США заказало исследование, посвященное эффективному групповому принятию решений. В рамках исследования 30 военных экспертов изучали данные разведки и пытались построить маршрут передвижения войск противника.
Каждый эксперт проанализировал данные и составил отчет. Затем комиссия оценивала каждый отчет путем его сопоставления с фактическим маршрутом перемещения войск. Было обнаружено, что в среднем военный эксперт отмечал правильно только 7 из 100 элементов.
Затем каждый эксперт просматривал другие отчеты и исправлял свою первоначальную оценку. Средняя точность пересмотренных отчетов составила 79 из 100.
Чем же отличается первый отчет от второго? Никакой новой информации у экспертов не было. Все, что у них было, это точки зрения других экспертов. Когда они добавили эти данные к своим собственным, их точность увеличилась в десять раз.
В 1960-х годах японским антропологом Дзиро Кавакита был создан метод KJ. KJ-метод прост и удобен в применении. Он сосредотачивает группу на поставленной задаче и отлично устраняет ненужные обсуждения и отвлекающие факторы от цели.
Метод KJ позволяет организовать и усовершенствовать идеи, стимулируя дальнейший диалог и достигая консенсуса в отношении того, какие идеи стоит развивать.
Основная часть: Работу с методом KJ проводят в 8 шагов. Однако, перед их осуществлением нужно подготовиться:
- Выбрать ведущего (модератора).
- Приготовить много стикеров разных цветов.
- Найти помещение со свободной стеной или большой доской.
- Разместить флип-чарт или отдельную доску для результатов.
Затем переходим к выполнению этих 8 шагов:
Шаг 1: Определите главный вопрос.
Четко сформулированный вопрос приводит к результатам. Каждая сессия будет иметь свой собственный основной вопрос. Примеры фокусных вопросов:
- Кто наши пользователи?
- Какие функции нужны пользователям?
- Какие цели преследуют пользователи, когда приходят на наш сайт?
Мы можем работать только над одним ключевым вопросом за раз, поэтому сначала выбираем самый важный.
Шаг 2: Организуйте рабочую группу. Участники группы должны быть из различных отделов компании.
Шаг 3: Нанесите мнения (или данные) на стикеры. Для этого понадобятся стикеры. Каждому участнику группы предлагается инициировать мозговой штурм в разных направлениях.
Шаг 4: Наклейте стикеры на стену. В случайном порядке каждый участник приклеивает свои стикеры на стену. Затем читет статьи других людей. Каждый участник, при необходимости, может добавить новые стикеры на дальнейших этапах.
Шаг 5: Сгруппируйте похожие элементы. После того, как у всех появилась возможность добавить свои работы на стену, ведущий предлагает группе начать группировать похожие предметы в другой части комнаты.
Шаг 6: Назовите каждую группу. Используя стикеры другого цвета, мы просим каждого участника присвоить имя каждой группе.
Шаг 7: Проголосуйте за наиболее важные группы. Когда мы закончим этот шаг, каждый участник демократично поделится своим мнением о наиболее важных группах. Используют только свою собственную точку зрения, чтобы выбрать те группы, которые наиболее важны для ответа на главный вопрос.
Шаг 8: Ранжируйте наиболее важные группы. Все стикеры помещаются на доске и располагаются по количеству голосов. Участники могут объединять подобные группы, что добавляет их голоса и поднимает их рейтинг. Когда 3-4 группы очевидно опережают остальные, активность завершается.
Когда KJ-метод работает, достигнуть группового консенсуса можно намного быстрее, чем обычно. Поскольку мы привлекли к участию людей со всей организации, итоговые приоритеты, как правило, выдерживают испытание временем и не подвергаются постоянному испытанию.