Метод QFD.

Метод QFD.
Статья посвящена методу QFD.

Метод (QFD) — это процесс и набор инструментов, используемых для эффективного определения требований клиентов и преобразования их в подробные технические спецификации и планы по производству продуктов и услуг, отвечающих этим требованиям. QFD используется для преобразования требований заказчика в измеримые проектные цели и управления ими. Методология QFD предоставляет определенный набор матриц, используемых для облегчения этого прогресса.

Метод впервые был разработан в Японии Йоджи Акао в конце 1960-х годов, когда тот работал на Mitsubishi. Позже метод был принят другими компаниями, например, Toyota. В начале 1980-х QFD была представлена ​​в Соединенных Штатах в основном тремя крупными автомобильными компаниями и несколькими производителями электроники. Принятие и рост использования QFD в США изначально был довольно медленным, но с тех пор он приобрел популярность и в настоящее время используется в производственных, медицинских и сервисных организациях.


Как же реализовать методологию QFD?

Методология развертывания функции качества представляет собой поэтапный процесс, охватывающий действия на протяжении всего цикла разработки продукта. На каждом этапе используется ряд матриц для преобразования пожелания заказчика в проектные требования для каждой системы, подсистемы и компонента. Результатом этого процесса является наглядная матрица. На ней отражены качества товара, представляющие наибольшую ценность для потребителей.  Итак, этапы QFD:

Определение продукта. Этап определения продукта начинается со сбора информации о пожеланиях и необходимостях потенциальных покупателей и преобразования желаний и потребностей клиентов в спецификации продукта.

Ключевой этап процесса – опрос действующих клиентов об их отношении к товару или услуге. Необходимо заранее определить, что именно спрашивать и как.

Есть два варианта:

  • составить список готовых характеристик, которые клиентам предстоит оценить;
  • предложить покупателям самим выделить значимые для них качества товаров.

На этом этапе также можно провести конкурентный анализ, чтобы оценить, насколько эффективно продукт конкурента удовлетворяет желания и потребности клиентов. Первоначальная концепция проекта основывается на конкретных требованиях к характеристикам продукта и спецификациях.

Разработка продукта. На этапе разработки продукта определяются витальные детали и характеристики. Они каскадируются и преобразуются в критические или ключевые характеристики или спецификации. Затем для каждого функционального уровня определяются функциональные требования или спецификации.

Разработка процесса. На этом этапе разрабатываются процессы производства на основе спецификаций продукта и компонентов. Должна быть разработана схема процесса и определены критические характеристики процесса.

Контроль качества процесса. Перед запуском производства процесс QFD определяет критические характеристики деталей и процессов. Кроме того, разрабатываются любые технические требования к проверкам и испытаниям. Полноценное производство начинается после завершения исследований возможностей процесса во время пилотной сборки.

Эффективное использование QFD требует командного участия и дисциплины, присущих практике QFD, которая оказалась отличным опытом построения команды.


Таким образом, методология QFD — это системное, проверенное средство включения голоса заказчика как в процесс проектирования, так и в производственный процесс. QFD — это метод обеспечения точного преобразования требований клиентов в соответствующие технические спецификации. В одной из следующих статей мы разберем подробнее саму матрицу.