Модель Берка-Литвина.

Модель Берка-Литвина.
Статья посвящена модели изменений Берка-Литвина.

Модель факторов изменений, разработанная в 1992 году двумя консультантами по организационным изменениям, представляет собой инструмент, используемый для понимания составных частей организации и того, как они соотносятся друг с другом во время перемен. Модель также демонстрирует иерархию факторов внутри организации, поток влияния от одного фактора к другому. Эта модель является примером «теории открытых систем», которая предполагает, что изменения происходят в результате внешних воздействий.

Авторы описывают модель как механизм, который изображает «…основные переменные, которые необходимо учитывать при любой попытке предсказать и объяснить общие результаты поведения организации, наиболее важные взаимодействия между этими переменными и то, как они влияют на изменения». В организации есть четыре группы элементов: внешняя среда, трансформационные факторы, транзакционные факторы и индивидуальная и организационная эффективность. Каждая группа содержит различные элементы организации. Начало и конец процесса представляют входные данные для организации, внешнюю среду, а также результаты деятельности организации, индивидуальную и организационную эффективность. Рассмотрим факторы подробнее.


Внешняя среда. Этот фактор представляет собой любые силы или условия вне организации, которые могут повлиять на ее процессы. Например, поведение потребителей, рыночные условия или реформы государства.

Индивидуальная и организационная эффективность. Она представляет собой общий результат деятельности организации. Его можно представить по-разному: оборот, производительность, удовлетворенность клиентов и т. д.

Факторы трансформации — глубоко укоренившиеся процессы и характеристики организации. Любое изменение этих факторов будет иметь существенные последствия для остальной части организации. Устойчивое изменение любого из этих факторов, скорее всего, приведет к изменениям во всей организации. На эти факторы будет наиболее сильно влиять внешняя среда, они же будут иметь самое сильное влияние на транзакционные факторы.

  • Лидерство. Авторы утверждают, что этот фактор «задает направление» остальной части организации. Лица, занимающие руководящие должности, несут ответственность за разработку видения и мотивацию остальной части организации к его достижению.
  • Миссия и стратегия. Этот фактор описывает цель организации, а также процессы ее достижения.
  • Культура организации – нормы и ценности. Они менее формальны, чем «миссия и стратегия», но все равно будут неявно существовать во всей организации.

Транзакционные факторы относятся к повседневной деятельности внутри организации. Авторы утверждают, что на эти факторы сильно влияет менеджмент, а не лидерство. Изменение этих факторов, вероятно, приведет к долгосрочным изменениям только в том случае, если, в свою очередь, будут затронуты и трансформационные факторы.

  • Практика управления – поведение и деятельность менеджеров, обычно направленные на реализацию общей стратегии.
  • Структура – иерархия организации, отделы, каналы отчетности.
  • Системы (политики и процедуры). Это механизмы, созданные для помощи и поддержки сотрудников, например, правовые системы или системы вознаграждений.
  • Климат рабочего подразделения – рабочая среда в команде. Например, насколько хорошо члены команды взаимодействуют друг с другом, насколько комфортно люди чувствуют себя, выражая свои мысли, или как хорошо ставятся и вознаграждаются цели.
  • Мотивация – постановка целей, которые вдохновляют и направляют сотрудников.
  • Требования к задаче и индивидуальные навыки/способности – соответствие описания должности опыту сотрудника. Например, опытный высокопоставленный сотрудник все еще может испытывать трудности с внедрением новых технологий.
  • Индивидуальные потребности и ценности. Сотрудники будут ожидать, что определенные требования, такие как оплата, баланс между работой и личной жизнью, ответственность и т. д., будут выполнены в их роли.

Основными способами использования модели являются либо диагностика проблемы внутри организации, либо создание плана действий (часто для инициативы по изменению).Необходимо определить группу, откуда происходят изменения или где они планируются. Затем внутри этой группы следует определить конкретный элемент. Как только это произойдет, все затронутые элементы также могут быть идентифицированы.


Важно помнить, что модель не вносит никаких изменений в критические факторы, однако она является полезным инструментом для определения соответствующих факторов и того, как они взаимодействуют друг с другом, когда процесс изменений происходит или планируется.