Модель четырех углов Портера.

Модель четырех углов Портера.
Статья посвящена модели четырех углов Портера.

Анализ четырех углов, разработанный Майклом Портером, представляет собой модель, призванную помочь менеджерам организации оценить намерения и цели конкурента, а также сильные стороны, которые он использует для их достижения. Это полезный метод для оценки конкурентов и получения информации о возможных изменениях их стратегии, определения реакции конкурентов на изменения окружающей среды и сдвиги в отрасли. Изучая текущую стратегию конкурента, будущие цели, предположения о рынке и основные возможности, модель четырех углов помогает аналитикам ответить на четыре основных вопроса:

  • Драйверы. Что движет конкурентом?
  • Текущая стратегия. Что делает конкурент и на что он способен?
  • Возможности. Каковы сильные и слабые стороны конкурента?
  • Предположения руководства. Какие предположения делает менеджмент конкурента?

Рассмотрим компоненты подробнее.

Драйверы.

Анализ целей конкурентов помогает понять, удовлетворены ли они своими текущими показателями и положением на рынке. Это помогает предсказать, как они могут отреагировать на внешние силы и насколько вероятно, что они изменят стратегию. Отметим несколько вопросов, ответы на которые помогут определить мотивацию конкурента:

  • Что движет конкурентом вперед?
  • Что заставляет их конкурировать на рынке?
  • Как эти факторы мотивируют и формируют их стратегию?

Предположения руководства.

Представления и предположения конкурента о себе, отрасли и других компаниях будут влиять на его стратегические решения. Анализ этих предположений может помочь выявить предубеждения и «слепые зоны» конкурентов. Можно провести мозговой штурм, рассмотрев следующие аспекты:

  • Что они думают о себе и окружающей среде, в которой действуют?
  • Какие предположения они сделали о своих сильных и слабых сторонах по отношению к своим конкурентам?
  • Может ли это сделать их стратегию проактивной или реактивной? Агрессивной или оборонительной?

Текущая стратегия.

Стратегия компании определяет, как конкурент действует на рынке. Однако может возникнуть разница между «намеченной стратегией» (стратегией, изложенной в годовых отчетах, интервью и публичных заявлениях) и «реализованной стратегией» (стратегией, которую компания реализует на практике, о чем свидетельствуют приобретения, капитальные затраты, разработка новых продуктов). Если текущая стратегия дает удовлетворительные результаты, разумно предположить, что организация продолжит конкурировать так же, как и сейчас. Мы можем провести мозговой штурм этого угла, ответив на следующие вопросы:

  • Как на самом деле действуют ваши конкуренты и довольны ли они эффективностью своих действий?
  • Существует ли разница между их запланированной и реализованной стратегией?
  • Вероятно ли, что их стратегия кардинально изменится из-за отсутствия успеха, или они, скорее всего, продолжат двигаться в том же направлении?

Возможности.

Движущие силы, предположения и стратегия организации будут определять характер, вероятность и время действий конкурента. Однако возможности организации будут определять ее способность инициировать изменения или реагировать на них. При работе с этим аспектом можно ответить на эти вопросы:

  • Каковы их наилучшие варианты реагирования на конкуренцию?
  • Скорее всего, они отреагируют снижением цен?
  • Или же будут предприняты другие меры? Какие?

Преимущество модели четырех углов Портера заключается в том, что она побуждает бизнес взглянуть на мотивацию, ценности и корпоративную культуру ваших конкурентов – все это может повлиять на будущую стратегию и цели.