Модель Грейнера.

Модель Грейнера.
Статья посвящена модели жизненных циклов — модели Грейнера.

Модель роста Грейнера представляет собой структуру, характеризующую различные этапы, через которые проходит компания в процессе роста, типы кризисов, которые могут возникнуть на этих этапах. Модель обычно используется предприятиями для самостоятельного выявления препятствий, которые мешают их усилиям по полной реализации своего потенциала.


Согласно этой модели бизнес проходит несколько этапов развития:

1. Творчество. Любой бизнес начинается с идеи, которая со временем взращивается и развивается. Это по-настоящему творческий этап в жизни компании, когда команда занимается разработкой нового продукта или услуги, собирает команду, ищет первых клиентов.

На этом этапе компании имеют некоторые общие черты:

  • Они маленькие, отзывчивые и маневренные.
  • Они креативны и работают над тем, чтобы найти соответствие своего продукта рынку.
  • Они неформально структурированы и обеспечивают тесную связь между командами.

2. Направление. На этом этапе жизни компании ее владелец/основатели начинают нанимать менеджеров, освобождая часть контроля над ресурсами и направлением бизнеса. Обычно это период «взросления» компании, когда процессы становятся несколько более формальными, могут развиваться отделы и формируется культура предприятия. Это, однако, не значит, что основатели или владельцы до сих пор не принимают активного участия в жизни бизнеса, они также управляют компанией.

Компания может рассматриваться на этом этапе, если:

  • Недавно были наняты менеджеры, поскольку команда растет.
  • Решения больше не принимаются единолично основателем или владельцами.
  • Внутри компании начали создаваться крупные отделы (например, HR, операционная деятельность).

3. Делегирование. Эта фаза роста наступает, когда ключевые сотрудники становятся ответственными за работу в тех областях, к которым они лучше подготовлены, чем менеджер. На этом этапе жизни компании появляются сотрудники-специалисты, ориентированные на конкретные задачи. Делегирование должностей более специализированным и квалифицированным сотрудникам означает, что компания получит лучший результат, а также дополнительное преимущество, заключающееся в том, что у менеджмента будет время сосредоточиться на стратегических решениях и бизнес-планировании.

Компания находится на этом этапе, если:

  • Все чаще нанимаются квалифицированные специалисты.
  • Ответственность за ключевые задачи распределяется по всей команде.
  • Лидеры направлений тратят меньше времени на работу, в которой они не очень хороши или которая им не нравится.

4. Координирование. Это этап зрелости, на котором основное внимание уделяется основным компетенциям компании и всем отделам, работающим совместно друг с другом над выпуском продукта или услуги.

Компания находится на этом этапе, если:

  • Команды работают друг с другом внутри компании для достижения наилучшего результата.
  • В бизнесе существуют сформированные процессы и функции, все роли и обязанности четко распределены.

5. Сотрудничество. Заключительной стадией роста в этой модели считается сотрудничество. Это эволюция координации, по результатам которой все части компании работают вместе надежно и эффективно. Системы упрощены для повышения эффективности, обучение и развитие занимают важное место, все аспекты бизнеса способствуют дальнейшему успеху.


Кривая Грейнера описывает различные фазы, которые проходят организации по мере своего роста. С этим сталкиваются все виды организаций – от дизайнерских мастерских до производителей, строительных компаний и фирм по оказанию профессиональных услуг. Каждая фаза роста состоит из периода относительно стабильного роста, за которым следует «кризис», становятся необходимы серьезные организационные изменения, если компания хочет продолжать рост. В одной из следующих статей мы подробнее расскажем о кризисах, которые возникают на пути развития организации.