Модель роста Грейнера представляет собой метод описания и понимания различных фаз роста, которые проходит компания. Эта концепция признает несколько важных фаз роста, с которыми сталкивается любой тип организации. Модель представляет собой возможность бизнесу взглянуть на проблемы, с которыми он сталкивается по мере своего роста. В модели роста Грейнера каждая фаза включает стабильный период роста, за которым следует кризис. В данном случае кризис стоит воспринимать не столько, как нечто негативное, сколько как переломный момент в жизни организации. На кризисах мы сегодня и остановимся.
Кризис представляет собой процесс в жизни организации, когда ей необходимо осуществить ряд действий для того, чтобы продолжить движение по восходящей траектории роста. Независимо от типа компании или отрасли, бизнес сталкивается с одними и теми же периодами роста и кризисов. Перейдем к самим кризисам.
Кризис лидерства, возникающий в период творчества.
Это характерная проблема для стартапов и молодых компаний, которые растут благодаря творчеству и инновациям. Первоначально с небольшой и неформальной командой основатели могут спокойно управлять бизнесом, но со временем это становится проблемой. Рост приводит к увеличению трудностей с координацией процессов, общением и мотивацией команды, продвижением компании вперед. Этот период может оказаться фатальным для бизнеса, поскольку часто приводит к уходу ключевых специалистов, а основатели будут все больше разочаровываться как в идее своего детища, так и бизнес-процессах, которые не приводят к желаемому результату. На этом этапе компании требуется более жесткий и систематичный стиль управления, это поможет вывести ее на новый уровень.
Кризис автономии, происходящий на этапе направления.
По мере развития компании менеджеры могут полностью погружаться в работу своего отдела, подразделения в отрыве от остальной части организации. Это приводит к конфликту в руководстве, когда те или иные решения являются положительными для одного отдела, но негативными для другого. Баланс в этом случает заключается в том, чтобы предоставить менеджерам и сотрудникам автономию, но также обеспечить сохранение подхода, при котором вся команда будет находить такие решения, которые будут соответствовать интересам бизнеса в целом, а не его отдельным подразделениям. Для этого владельцу важно правильно формировать стратегию организации и корректно доносить ее до персонала на всех уровнях.
Кризис контроля, возникающий во время делегирования.
Этот кризис можно охарактеризовать двумя факторами:
- Учредителям и менеджерскому составу может быть трудно отпустить делегировать полный контроль над определенными действиями и процессами.
- Могут появиться трудности в процессе взаимодействия между сотрудниками, менеджментом и владельцами компании. На этом этапе между руководством и сотрудниками могут возникнуть проблемы относительно целей и средств, которыми будет достигаться результат.
В обоих случаях менеджменту и руководству организации необходимо прорабатывать аспекты, связанные с пониманием необходимости, преимуществ и недостатков делегирования полномочий, а также выстраивать систему взаимодействия между членами команды на самых разных уровнях, разрабатывать систему обратной связи.
Кризис бюрократической волокиты, возникающий на этапе координации.
Увеличение количества дополнительных отчетов, процессов и функций увеличивает нагрузку на сотрудников и может поставить под угрозу культуру бизнеса в целом. Это также может замедлить принятие решений, в результате чего компания станет менее гибкой, не сможет реагировать на изменения рынка, а также пострадает от более значительной потери эффективности/снижения рентабельности. В случае возникновения такого кризиса важно вовремя принять решения по оптимизации процесса документооборота, системы взаимодействия команды.
Кризис роста, возникающий во время сотрудничества или альянсов.
В рамках модели Грейнера бизнес прошел каждый этап, поэтому компания теперь успешна и зрела. Возникает вопрос о масштабировании, увеличении количества и качества клиентов, оборота и прибыли. Дальнейший рост может быть достигнут за счет развития партнерских и взаимодополняющих отношений с другими организациями.
Модель организационного роста Грейнера — полезный способ осмысления кризисов, с которыми сталкиваются бизнес по мере своего роста. Понимая это, менеджеры могут оперативно определить основную причину многих проблем. Более того, благодаря модели Грейнера можно предвидеть проблемы еще до их возникновения, встретить их с помощью заранее подготовленных решений.