Только в начале 1980-х годов ученые, изучающие организации начали уделять серьезное внимание понятию «культура». Тот факт, что культура организации игнорировалась как важный фактор, влияющий на результаты ее деятельности, объяснялся тем, что она относится к ценностям, которые считаются самоочевидными, к основополагающим предположениям, ожиданиям, коллективным воспоминаниям и определениям, которые уже присутствуют в организации. Существуют разные уровни культуры, которые влияют на поведение людей и организаций.
Американские исследователи Роберт Э. Куинн и Ким С. Камерон выделяют четыре типа культуры.
Рассмотрим их подробнее.
Клановая культура. Это часто очень дружелюбная рабочая среда, в которой люди имеют много общего. Она сильно напоминает большую семью. Лидеры или главы организаций рассматриваются как наставники и, возможно, даже как отцы. Организацию скрепляют преданность и традиции. Уровень вовлеченности высокий. Внутри организации акцент делается на долгосрочные выгоды от развития человеческих ресурсов, большое значение придается личным отношениям и моральному духу. Успех определяется в контексте открытости потребностям клиента и заботы о людях. Организация придает большое значение командной работе и консенсусу.
Культура адхократии. Это динамичная, предпринимательская и творческая рабочая среда. Люди в ней часто идут на риск. Лидеры также рассматриваются как новаторы и любители риска. Связующим фактором, который удерживает организацию, является приверженность экспериментам и инновациям. В долгосрочной перспективе акцент организации делается на росте и использовании новых источников. Успех означает появление новых продуктов или услуг. Организация поощряет индивидуальную инициативу и свободу.
Рыночная культура. Организации с таким типом культуры ориентированы как на внешний, так и на внутренний рынок. Они хорошо осведомлены о положении компании на рынке и стремятся улучшить его. В результате они в значительной степени ориентированы на клиентов и поставщиков, уделяют первоочередное внимание выполнению отличной работы для клиентов и улучшению своего положения на рынке. Такие организации часто являются конкурентоспособными. Их объединяет желание добиться цели и завоевать большую долю рынка.
Иерархическая культура. Рабочая среда этой организационной культуры, широко известная как бюрократическая организация, считается четко определенной и формальной, обычно со строгими протоколами, правилами, положениями и политикой, обеспечивающими порядок, эффективность и последовательность. Преимущества этой культуры заключаются в стабильности, контроле процессов и предсказуемости.
Модель Камерона и Куинна — отличный инструмент, который поможет вам или вашей компании определить отправную точку для изменений. Используя эту модель, вы можете легко увидеть, где вы сейчас находитесь и куда бы вы хотели прийти.
Модель можно использовать для самых различных целей: от выявления и изменения корпоративной культуры до помощи лидерам в повышении эффективности и создания новой маркетинговой стратегии в ответ на возникающую конкуренцию.