Модель Курта Левина.

Модель Курта Левина.
Статья посвящена одной из моделей разработки и реализации организационных изменений — модели Курта Левина.

Управление изменениями является основой организационного развития. Тем не менее, большинство сотрудников предпочитают трансформационным изменениям статус-кво. Курт Левин, лидер в области управления изменениями, был немецко-американским социальным психологом начала 20 века. Будучи одним из первых, кто исследовал групповую динамику и организационное развитие, Левин разработал трехэтапную модель изменений. Левин предположил, что поведение любого человека в ответ на предлагаемое изменение является функцией поведения группы. Любое взаимодействие или сила, влияющая на структуру группы, также влияет на поведение человека и его способность меняться. Следовательно, в процессе изменений необходимо учитывать групповую среду или «поле».


Для того, чтобы обосновать свою теорию силового поля, Левин предложил простую трехэтапную модель изменений, которая помогает сотрудникам адаптироваться к изменениям. Рассмотрим ее.

Этап 1. Размораживание. Первый этап модели касается управления восприятием, он направлен на подготовку заинтересованных сторон к предстоящим организационным изменениям. Лидеры перемен должны искать способы улучшить готовность компании к изменениям и создать ощущение безотлагательности, аналогично модели изменений Коттера (о ней мы расскажем в одной из следующих статей).

На этом этапе эффективная коммуникация играет жизненно важную роль в получении желаемого участия членов команды и поддержки людей, участвующих в управлении изменениями.

Действия на этом этапе, которые помогут лучше принять перемены:

  • Провести анализ бизнес-процессов.
  • Получить организационную поддержку.
  • Создать стратегическое видение изменений и изменить стратегию.
  • Убедительно объяснить, почему должны произойти изменения.
  • Решать проблемы сотрудников честно и прозрачно.

Этап 2. Движение. Как только статус-кво нарушен, происходит реализация изменений. На этом этапе необходимо рассмотреть гибкий и итеративный подход, включающий обратную связь от сотрудников для того, чтобы смягчить переход.

Чтобы избежать неопределенности, рекомендуется совершить следующие практические действия:

  • Обеспечить непрерывный поток информации для получения поддержки членов вашей команды.
  • Организовывать семинары и сессии по управлению изменениями.
  • Предоставить сотрудникам возможность активно реагировать на изменения.

Этап 3. Замораживание. Этот этап должен помочь сотрудникам и организации усвоить или институционализировать изменения. Благодаря новому ощущению стабильности сотрудники чувствуют себя уверенно и комфортно при новых способах работы. Обоснование создания нового чувства стабильности часто подвергается сомнению. Несмотря на то, что во многих организациях изменения происходят постоянно, этот этап по-прежнему важен.

Некоторые действия, которые помогут поддержать изменения:

  • Предлагать обучение и поддержку сотрудников по требованию.
  • Определить препятствия на пути к устойчивым изменениям.
  • Обеспечить поддержку руководства.
  • Регулярно собирать отзывы сотрудников.
  • Создать систему вознаграждений.

Любые организационные изменения можно рассматривать через призму модели Левина. Какие бы изменения ни претерпела организация, использование модели Левина легко применимо и эффективно. По сути, чем лучше подготовлена ваша команда, тем больше вероятность того, что процесс пройдет гладко. Таким образом, это полезная модель для лидеров и менеджеров, которую можно применять для повышения производительности труда.