Value Stream Mapping.

Value Stream Mapping.
Статья посвящена картированию потока создания ценности.

Картирование потока создания ценности (Value Stream Mapping) — это метод бережливого производства, позволяющий анализировать, проектировать и управлять потоками материалов и информации, необходимыми для доставки продукта или услуги покупателю. Также известное как «картирование материальных и информационных потоков», оно использует систему стандартных символов для изображения различных рабочих и информационных потоков. Товары отображаются как добавляющие или не добавляющие ценность с точки зрения клиента для того, чтобы искоренить товары, которые не добавляют ценности.


История появления картирования потока создания ценности связана с Toyota Motor Corporation. Однако ранние версии диаграмм, показывающих поток материалов и информации, можно найти еще в 1918 году в книге Чарльза Э. Кноппеля под названием «Установка методов повышения эффективности». Внутри Toyota эта практика называлась «составлением карт материальных и информационных потоков» и применялась почти как второстепенная мысль. В 1990-е годы успех Toyota, использование методов бережливого производства способствовали продвижению карт потока создания ценности как современной передовой практики для высокоэффективных бизнес-команд.

Создание карты потока создания ценности может использоваться для достижения различных целей. Например, оно может решать тактические задачи при применении на уровне практиков/специалистов. С другой стороны, оно может формировать стратегическое понимание высокого уровня, когда VSM применяется руководством. При создании карты важно изначально понимать, каковы ваши основные цели, и кто должен присутствовать на сеансах картографирования для того, чтобы достичь желаемого результата. Если цель заключается в стратегических изменениях, сеанс должен проводиться при участии людей с надлежащими полномочиями, которые могут непосредственно влиять на поток и вносить в него необходимые стратегические изменения. Точно так же, если ваша цель более приземленная, вам понадобятся соответствующие члены команды, которые могут выполнять эти типы тактических изменений.

Несмотря на ряд преимуществ, которые будут восприняты членами команды, заинтересованными сторонами, руководителями и даже акционерами, реальную выгоду от VSM получает конечный потребитель. Он получит более качественный продукт, который будет доставлен быстрее и будет лучше отвечать его потребностям и ожиданиям.


Бизнес становится более конкурентным с каждым днем. Чтобы идти в ногу с требованиями и ожиданиями клиентов, командам приходится работать быстрее и быть более эффективными, чем когда-либо прежде. Деятельность VSM может помочь определить и лучше координировать рабочие группы и сегменты процессов, которые являются неотъемлемой частью общего процесса разработки. В одной из следующих статей мы рассмотрим процесс создания карты потока ценности.