Модель лидерства «путь — цель».

Модель лидерства «путь — цель».
Статья посвящена теории лидерства «Путь – Цель» Роберта Хаусома и Теренса Митчела.

Согласно теории лидерства «путь-цель» стиль, черты характера и поведение лидера влияют на продуктивность, мотивацию и удовлетворенность команды. Эта теория происходит из теории ожидания, которая утверждает, что, основываясь на ожидании желаемого результата, люди действуют определенным образом. Теория пути и цели предполагает, что лидер дополняет своих сотрудников и может компенсировать их недостатки. Эффективные лидеры предоставляют своим сотрудникам четкий путь для достижения целей, устраняя проблемы и препятствия. Теория также дает рекомендации для лидеров о том, как они могут поощрять и поддерживать сотрудников в достижении своих целей.


Авторы выделяют четыре ключевых типа поведения лидеров:

1. Ориентированный на достижения.

При таком стиле руководства лидер сосредотачивается на поощрении совершенства, ставя перед собой амбициозные цели. Лидеры поощряют сотрудников добиваться высочайшего уровня производительности, веря в их способность справиться с этим. Лидер поощряет сотрудников демонстрировать отличные результаты в работе и постоянно совершенствоваться. Для этого типа управления подходят сотрудники, которым комфортно работать независимо, те, кто обладает развитыми навыками решения проблем.

2. Директивный.

При таком типе поведения лидер дает сотрудникам четкие указания относительно процессов и ожиданий от них, а также то, как им лучше всего выполнять задачи. Этот стиль руководства направлен на уменьшение двусмысленности в должностных функциях, разъяснение рабочих процессов. Это может дать сотрудникам более высокий уровень уверенности в отношении процедур, политик и правил. Руководители определяют взаимосвязь между целями производительности и вознаграждениями, включая повышение заработной платы и продвижение по службе для обеспечения ясности и прозрачности. При таком стиле руководства лидеры внимательно контролируют сотрудников, что делает его наиболее подходящим для неопытных сотрудников, которые нуждаются в регулярной проверке.

3. Поддерживающий.

В этом случае лидер обращает внимание на потребности и благополучие сотрудников и делает работу приятной для них, будучи дружелюбным и чутким. Лидеры, работающие в этом стиле, относятся к сотрудникам с уважением и при необходимости предлагают поддержку. Этот стиль управления полезен, когда у сотрудников возникают личные проблемы или им требуется повышение мотивации или уверенности.

4. Участвующий.

Этот тип лидерского поведения предполагает консультирование сотрудников по важным решениям, связанным с работой, целями и путями их достижения, что позволяет работнику напрямую участвовать в процессе принятия решений. Обычно это приводит к тому, что сотрудник прилагает больше усилий для достижения выбранных целей. Этот стиль лидерства часто используется, когда сотрудники активно вовлечены в работу. В таких ситуациях их проницательность может оказаться неоценимой для лидера.

Выбор наилучшего стиля зависит от факторов, некоторые из них мы обозначим ниже.

Теория определяет два ситуационных фактора – характер подчиненных и характер окружающей среды. Они напрямую влияют на выбор наилучшего стиля лидерства для членов команды.

Подчиненные. Понимание потребностей сотрудников является ключом к выбору наилучшего подхода к их руководству. Для формирования такого понимания необходимо ответить на такие вопросы:

  • Как члены команды реагируют, когда вы говорите им, каким образом лучше выполнить определенное задание?
  • Насколько опытны ваши сотрудники?
  • Насколько много они знают о предстоящем задании?
  • Насколько они мотивированы?

Характеристики окружающей среды. При анализе окружающей среды важно ответить на такие вопросы:

  • Насколько сложной и повторяющейся является задача или проект вашей команды?
  • Насколько структурирована или не структурирована задача?
  • Насколько силен ваш авторитет в команде?
  • Насколько хорошо люди работают в команде?

Таким образом, теория пути и цели помогает лидерам определить подходящий стиль руководства в зависимости от ситуации и людей, которыми они руководят. Модель основана на четырех стилях лидерства: поддерживающем, директивном, активном участии и ориентированном на достижения.