Модель McKinsey 7S.

Модель McKinsey 7S.
Статья посвящена модели McKinsey 7S.

Модель McKinsey 7S является инструментом, который анализирует организационную структуру компании. Цель модели — показать, как может быть достигнута эффективность в организации за счет взаимодействия семи ключевых элементов — структуры, стратегии, навыков, системы, общих ценностей, стиля и персонала.

Модель McKinsey 7s была разработана в 1980-х годах консультантами McKinsey Томом Питерсом, Робертом Уотерманом и Жюльеном Филипсом при соучастии Ричарда Паскаля. С момента появления модель широко используется учеными и практиками и остается одним из самых популярных инструментов стратегического планирования.


Эти семь элементов можно разделить на «мягкие» и «жесткие». К первым относятся стратегия, структура и система. Ко вторым: система ценностей, стиль, персонал и навыки. «Жесткие» элементы проще всего описать, оценить, и поэтому ими проще управлять. «Мягкие» элементы, к которым относятся все остальные составляющие модели сложнее поддаются управлению и оценке, но зато часто являются ключевыми составляющими компании и могут создать долгосрочное конкурентное преимущество.

Обсудим элементы подробнее.

Стратегия — это план, используемый организацией для сохранения конкурентоспособности в своей отрасли и на рынке. Идеальным подходом является разработка долгосрочной стратегии, которая согласуется с другими элементами модели и четко определяет цель и задачи организации.

Структура организации образуется ее корпоративной иерархией, цепочкой подчинения и структуроой подразделений, которые определяют, как операции функционируют и взаимосвязаны. По сути, она детализирует конфигурацию управления и обязанности работников.

Система управления описывает повседневные процедуры работы компании. Данный элемент модели Маккинси 7С отвечает за то, как принимаются управленческие решения, как в целом ведется ежедневная работа в компании, какими способами и методами развивается бизнес.

Система ценностей — это общепринятые стандарты и нормы внутри компании, которые одновременно влияют и регулируют поведение всего персонала и руководства. Они могут быть подробно описаны в инструкциях, предоставленных персоналу. На практике система ценностей связана с фактически принятым поведением на рабочем месте.

Сумма навыков включает в себя таланты и способности персонала и руководства организации, которые могут определять типы достижений и работы, которую может выполнить компания. Может наступить момент, когда компания оценивает имеющиеся у нее навыки и решает, что должна внести изменения для достижения целей, изложенных в ее стратегии.

Стиль отношений говорит о подходе руководства к управлению компанией, а также о том, как это управление влияет на производительность, продуктивность и корпоративную культуру.

Состав персонала. Этот элемент модели 7С отвечает за то: сколько сотрудников работает в компании, кто они по специальности, как в компании организованы принципы работы с персоналом: набор, обучение, мотивация и вознаграждение.

Расскажем и о внедрении модели.

Сначала важно определить, какие элементы из схемы 7Sвам необходимо перестроить, чтобы повысить эффективность организации или сохранить согласованность и производительность во время других изменений.

Один из вариантов внедрения модели 7S:

1. Определите пробелы и несогласованные процессы.

Определите пробелы и несоответствия в существующих бизнес-процессах и перечислите несогласованные области, а также то, что необходимо изменить для восстановления эффективного баланса.

2. Определите идеальный организационный дизайн.

Этот шаг требует значительных исследований. Важно, чтобы лидеры изменений нашли золотую середину, в которой видение руководства оптимальной организационной структуры хорошо согласуется с настроениями остальных членов команды.

3. Создайте эффективный план действий.

После, создается подробный план реализации изменений. План действий должен включать необходимые изменения в иерархии организации, потоке коммуникаций и отношениях отчетности, которые позволят компании достичь желаемого организационного дизайна.

4. Внедрите изменение.

Стадия внедрения изменений является наиболее важной стадией любой инициативы по изменению, и только хорошо реализованные изменения позволят избежать сопротивления и предотвратят общие неудачи изменений.

5. Поддерживайте темп с помощью процессов непрерывного обзора.

Семь элементов модели очень динамичны. Следовательно, специалисты-практики должны отслеживать эти элементы и их влияние друг на друга, чтобы поддерживать импульс изменений.

О преимуществах и недостатках модели.

Преимущества модели.

  • Она позволяет синхронно действовать различным подразделениям компании.
  • Позволяет эффективно отслеживать влияние изменений в ключевых элементах.

Недостатки модели:

  • Считается эффективной при долгосрочном использовании.
  • Возможные сложности в адаптации при изменениях в бизнесе.
  • Опора на внутренние факторы и процессы и может быть невыгодной в ситуациях, когда на организацию влияют внешние обстоятельства.

Модель McKinsey 7S применима в самых разных ситуациях, когда полезно понять, как различные части организации работают вместе. Ее можно использовать как инструмент для принятия решений по будущей корпоративной стратегии.