Модель Томпсона и Стрикленда.

Модель Томпсона и Стрикленда.
Вторая часть материала о модели анализа отрасли Томпсона и Стрикленда.

Модель семи сил Томпсона и Стрикленда фокусируется на доминирующих экономических характеристиках отрасли, источниках конкурентного давления, силе конкурентных сил в отрасли, движущих силах, рыночном положении конкурентов, стратегических шагах (действиях), предпринимаемых конкурентами, ключевых факторах успеха в отрасли и общей привлекательности отрасли. Первые три силы мы описали в предыдущей статье: https://topremote.ru/post/modiel-tompsona-i-striklienda Двигаемся дальше.


Рыночная позиция конкурентов.

Рыночная позиция конкурентов в отрасли влияет на общую конкуренцию в отрасли и на ваши действия. Поэтому, как минимум самые сильные конкурентные силы необходимо анализировать.

Одним из методов выявления конкурентных (рыночных) позиций участников отрасли является классификация стратегических групп. Она наиболее полезна, когда в отрасли так много конкурентов, что нецелесообразно подробно изучать каждого из них. Классификация стратегических групп направлена на выявления положения нашего продукта.

А что такое стратегическая группа?

Фирмы в отрасли часто различаются по самым разным факторам: каналам сбыта, сегментам рынка, качеству продукции, технологическому лидерству, обслуживанию клиентов, ценовой политике, рекламной политике, политике продвижения и так далее. Исходя из этих различий можно сформировать разные группы, состоящие из ограниченного количество фирм в одной отрасли.

Установлено, что фирмы одной и той же группы следуют одной и той же базовой стратегии, а некоторые из них следуют стратегии, отличной от стратегии фирм других групп. Такие группы и называются стратегическими группами. Конкуренты, придерживающиеся схожих стратегических подходов и занимающие аналогичные позиции на рынке, составляют стратегическую группу.

Стратегическую группу можно определить, если объединить товары по таким общим признакам:

  • сопоставимая широта продуктовой линейки;
  • использование одних и тех же каналов сбыта;
  • предложение покупателям аналогичных услуг и технической помощи;
  • использование практически одних и тех же атрибутов продукта;
  • в зависимости от идентичных технологических подходов;
  • продается в том же диапазоне цена/качество.

Чем ближе стратегические группы расположены друг к другу на карте, тем сильнее конкуренция между компаниями-членами. Ближайшие конкуренты находятся в соседних группах.

Стратегические шаги конкурентов.

Каждая компания должна быть проинформирована о стратегических шагах своих конкурентов. Информацию о стратегических шагах конкурентов можно получить путем систематического анализа их действий.

Этот анализ включает в себя:

  • выявление стратегий конкурентов;
  • анализ стратегий;
  • наблюдение за действиями конкурентов;
  • определение своих сильных и слабых сторон.

Изучив стратегические ходы конкурентов, можно принять решение о подходящих ответных действиях.

Ключевые факторы успеха.

В каждой отрасли есть определенные факторы, которые определяют успех продукта на рынке. К ним могут относиться атрибуты продукта, ресурсы фирм, конкурентные возможности и так далее. Эти факторы и называются ключевыми факторами успеха.

Надежная стратегия включает в себя ключевые отраслевые факторы успеха. Они являются предпосылками успеха в отрасли. Приведем несколько примеров:

  • обновлённое руководство по маркетингу;
  • новые функции продукта;
  • проверка управления эффективностью;
  • создание сильного отдела продаж для привлечения новых клиентов.

Привлекательность отрасли.

Разработчики стратегии в команде должны знать ответ на вопрос: «Привлекательна ли отрасль и каковы ее перспективы для прибыльности выше среднего?»

Факторы, которые обычно анализируются для оценки привлекательности отрасли, включают:

  • потенциал роста отрасли;
  • благоприятное или неблагоприятное воздействие преобладающих движущих сил;
  • конкурентное положение компании в отрасли;
  • стабильность и/или надежность спроса;
  • возможность усиления или ослабления конкурентных сил;
  • острота проблем/вопросов, стоящих перед отраслью в целом;
  • степени риска и неопределенности будущего отрасли.

Таким образом, модель семи сил обеспечивает всесторонний анализ проблем в отрасли. Анализ 7 факторов позволяет выявить конкурентную структуру отрасли.

Информация, полученная в результате анализа этих факторов, позволит составить представление об окружающей фирму среде и сформировать основу для согласования стратегии с изменяющимися условиями отрасли и конкурентными силами.