SPACE-анализ.

SPACE-анализ.
Статья посвящена SPACE-анализу.

Анализ SPACE был разработан учеными-стратегами Аланом Роу, Ричардом Мейсоном и Карлом Дикелем. Особое внимание они уделяют формированию стратегии, поскольку она связана с конкурентной позицией организации. SPACE-анализ — это метод, используемый в стратегическом управлении и планировании.

Анализ может быть использован, например, для оценки жизнеспособности стратегического плана. Анализ SPACE также может служить основой для аналогичных анализов, включая анализ SWOT, матрицу BCG и матрицу IE.


Анализ SPACE лучше всего представлен матричной диаграммой с двумя стратегическими измерениями, используемыми для определения конкурентоспособности организации. Вот они:

Финансовый потенциал (FS). В рамках этого аспекта исследуются следующие факторы:

  • прибыль на инвестиции;
  • ликвидность;
  • коэффициент задолженности;
  • доступный и необходимый капитал;
  • денежный поток;
  • оборачиваемость запасов.

Конкурентные преимущества (CA). Конкурентное преимущество включает в себя следующие факторы:

  • доля рынка;
  • качество продукта;
  • жизненный цикл продукта;
  • инновационный цикл;
  • лояльность клиентов;
  • вертикальная интеграция.

Стабильность обстановки (ES). Она включает в себя такие факторы, как:

  • технологические изменения;
  • уровень инфляции;
  • волатильность спроса;
  • ценовой диапазон конкурентоспособной продукции;
  • ценовая эластичность спроса;
  • давление со стороны товаров-заместителей.

Промышленный потенциал (IA). Привлекательность отрасли включает в себя такие факторы:

  • потенциал роста;
  • потенциал прибыли;
  • финансовая стабильность;
  • использование ресурсов;
  • сложность входа в отрасль;
  • производительность труда;
  • загрузка производственных мощностей.

Как проводить анализ?

Шаг 1. Каждому фактору в каждом из 4 измерений присваивается оценка. (от 0 до 5.

Шаг 2. Для каждой категории рассчитывается среднее значение.

Шаг 3. Строится матрица SPACE и рассчитывается оптимальное направление стратегии.


Таким образом, SPACE-анализ — это метод, используемый в стратегическом управлении и планировании. SPACE-анализ лучше всего представлен в виде матрицы, состоящей из двух внутренних и двух внешних параметров: финансового потенциала, конкурентных преимуществ, стабильности обстановки и промышленного потенциала. Каждый параметр включает в себя различные критерии, по которым бизнес может оценивать себя. После проведения анализа бизнес будет преимущественно занимать один из четырех квадратов.