Анализ SPACE был разработан учеными-стратегами Аланом Роу, Ричардом Мейсоном и Карлом Дикелем. Особое внимание они уделяют формированию стратегии, поскольку она связана с конкурентной позицией организации. SPACE-анализ — это метод, используемый в стратегическом управлении и планировании.
Анализ может быть использован, например, для оценки жизнеспособности стратегического плана. Анализ SPACE также может служить основой для аналогичных анализов, включая анализ SWOT, матрицу BCG и матрицу IE.
Анализ SPACE лучше всего представлен матричной диаграммой с двумя стратегическими измерениями, используемыми для определения конкурентоспособности организации. Вот они:
Финансовый потенциал (FS). В рамках этого аспекта исследуются следующие факторы:
- прибыль на инвестиции;
- ликвидность;
- коэффициент задолженности;
- доступный и необходимый капитал;
- денежный поток;
- оборачиваемость запасов.
Конкурентные преимущества (CA). Конкурентное преимущество включает в себя следующие факторы:
- доля рынка;
- качество продукта;
- жизненный цикл продукта;
- инновационный цикл;
- лояльность клиентов;
- вертикальная интеграция.
Стабильность обстановки (ES). Она включает в себя такие факторы, как:
- технологические изменения;
- уровень инфляции;
- волатильность спроса;
- ценовой диапазон конкурентоспособной продукции;
- ценовая эластичность спроса;
- давление со стороны товаров-заместителей.
Промышленный потенциал (IA). Привлекательность отрасли включает в себя такие факторы:
- потенциал роста;
- потенциал прибыли;
- финансовая стабильность;
- использование ресурсов;
- сложность входа в отрасль;
- производительность труда;
- загрузка производственных мощностей.
Как проводить анализ?
Шаг 1. Каждому фактору в каждом из 4 измерений присваивается оценка. (от 0 до 5.
Шаг 2. Для каждой категории рассчитывается среднее значение.
Шаг 3. Строится матрица SPACE и рассчитывается оптимальное направление стратегии.
Таким образом, SPACE-анализ — это метод, используемый в стратегическом управлении и планировании. SPACE-анализ лучше всего представлен в виде матрицы, состоящей из двух внутренних и двух внешних параметров: финансового потенциала, конкурентных преимуществ, стабильности обстановки и промышленного потенциала. Каждый параметр включает в себя различные критерии, по которым бизнес может оценивать себя. После проведения анализа бизнес будет преимущественно занимать один из четырех квадратов.