Модель Томпсона и Стрикленда.

Модель Томпсона и Стрикленда.
Статья посвящена первым 3 силам в модели А. Томпсона и А. Стрикленда.

В развитии теории стратегического управления важную роль сыграли исследования Артура Томпсона и Алонзо Стрикленда. Совместно они разработали модель, которая представляет собой набор сил или факторов, которые необходимо проанализировать для формирования правильного и наиболее объективного взгляда на отрасль. В отличие от знаменитых 5 конкурентных сил Портера (о которых мы уже рассказали здесь: https://topremote.ru/post/piat-konkurientnykh-sil-maikla-portiera), Томпсон и Стрикленд выделили 7 сил.

А вот и они:

  1. Доминирующие экономические особенности отрасли.
  2. Источники конкурентного давления и сильные стороны конкурентных сил.
  3. Движущие силы в отрасли.
  4. Рыночная позиция конкурентов.
  5. Стратегические шаги конкурентов.
  6. Ключевые факторы успеха отрасли.
  7. Привлекательность отрасли.

В этой статье мы подробно остановимся на первых трех факторах.

Экономические особенности отрасли важны, их значение для разработки стратегии велико.

К экономическим особенностям отрасли обычно относят:

  • размер рынка;
  • масштаб конкурентного соперничества (местный, региональный и т. д.);
  • темпы роста и положение компании на рынке;
  • стадии жизненного цикла (раннее развитие, быстрый рост и взлет, упадок и распад и т. д.);
  • количество компаний в отрасли;
  • количество клиентов, степень обратной или прямой связи (т. е. степень вертикальной интеграции в отрасли);
  • барьеры для входа и выхода в отрасли;
  • виды каналов сбыта;
  • уровень дифференциации продукции конкурентов;
  • технологические инновации;
  • использование мощностей;
  • прибыльность отрасли.

Важным компонентом отраслевого анализа являются источники конкурентного давления и сильные стороны каждой конкурентной силы. Понимание конкурентного характера отрасли помогает менеджерам разрабатывать успешные стратегии.

Томпсон и его коллега предложили использовать модель пяти сил Майкла Портера для анализа конкурентного давления и силы каждой силы конкуренции.

Они считают, что состояние конкуренции в отрасли представляет собой совокупность пяти конкурентных сил, определенных Портером.

Напомним, 5 сил — это угроза появления новых участников, рыночная власть поставщиков, рыночная власть покупателей, угроза товаров-заменителей и соперничество между существующими фирмами.

В зависимости от характера отрасли могут быть различные движущие силы отрасли и конкуренции. Движущие силы оказывают давление на конкурентов, поставщиков и клиентов, заставляя их изменять свои действия. Они имеют тенденцию к изменению конкурентных условий в отрасли.

Наиболее распространенными движущими силами являются изменения в долгосрочных темпах роста отрасли, изменения в демографии покупателей, инновации в продуктах, технологические изменения, маркетинговые инновации, вход или выход крупных фирм, распространение технических ноу-хау, усиливающаяся глобализация отрасли. Раннее обнаружение движущих сил возможно путем систематического и регулярного изучения отраслевой среды.

Этот качественный метод исследования внешних факторов включает в себя мониторинг и изучение текущих событий, построение сценариев и выявление движущих сил.


Томпсон и Стрикленд предложили модель стратегического управления, разработанную для адаптирования к быстро изменяющимся условиям рынка. Грамотное изучение доминирующих экономических особенностей отрасли, источников конкурентного давления и сильных сторон конкурентных сил и движущих сил в отрасли является одним из ключевых факторов для эффективного управления предприятием.