В развитии теории стратегического управления важную роль сыграли исследования Артура Томпсона и Алонзо Стрикленда. Совместно они разработали модель, которая представляет собой набор сил или факторов, которые необходимо проанализировать для формирования правильного и наиболее объективного взгляда на отрасль. В отличие от знаменитых 5 конкурентных сил Портера (о которых мы уже рассказали здесь: https://topremote.ru/post/piat-konkurientnykh-sil-maikla-portiera), Томпсон и Стрикленд выделили 7 сил.
А вот и они:
- Доминирующие экономические особенности отрасли.
- Источники конкурентного давления и сильные стороны конкурентных сил.
- Движущие силы в отрасли.
- Рыночная позиция конкурентов.
- Стратегические шаги конкурентов.
- Ключевые факторы успеха отрасли.
- Привлекательность отрасли.
В этой статье мы подробно остановимся на первых трех факторах.
Экономические особенности отрасли важны, их значение для разработки стратегии велико.
К экономическим особенностям отрасли обычно относят:
- размер рынка;
- масштаб конкурентного соперничества (местный, региональный и т. д.);
- темпы роста и положение компании на рынке;
- стадии жизненного цикла (раннее развитие, быстрый рост и взлет, упадок и распад и т. д.);
- количество компаний в отрасли;
- количество клиентов, степень обратной или прямой связи (т. е. степень вертикальной интеграции в отрасли);
- барьеры для входа и выхода в отрасли;
- виды каналов сбыта;
- уровень дифференциации продукции конкурентов;
- технологические инновации;
- использование мощностей;
- прибыльность отрасли.
Важным компонентом отраслевого анализа являются источники конкурентного давления и сильные стороны каждой конкурентной силы. Понимание конкурентного характера отрасли помогает менеджерам разрабатывать успешные стратегии.
Томпсон и его коллега предложили использовать модель пяти сил Майкла Портера для анализа конкурентного давления и силы каждой силы конкуренции.
Они считают, что состояние конкуренции в отрасли представляет собой совокупность пяти конкурентных сил, определенных Портером.
Напомним, 5 сил — это угроза появления новых участников, рыночная власть поставщиков, рыночная власть покупателей, угроза товаров-заменителей и соперничество между существующими фирмами.
В зависимости от характера отрасли могут быть различные движущие силы отрасли и конкуренции. Движущие силы оказывают давление на конкурентов, поставщиков и клиентов, заставляя их изменять свои действия. Они имеют тенденцию к изменению конкурентных условий в отрасли.
Наиболее распространенными движущими силами являются изменения в долгосрочных темпах роста отрасли, изменения в демографии покупателей, инновации в продуктах, технологические изменения, маркетинговые инновации, вход или выход крупных фирм, распространение технических ноу-хау, усиливающаяся глобализация отрасли. Раннее обнаружение движущих сил возможно путем систематического и регулярного изучения отраслевой среды.
Этот качественный метод исследования внешних факторов включает в себя мониторинг и изучение текущих событий, построение сценариев и выявление движущих сил.
Томпсон и Стрикленд предложили модель стратегического управления, разработанную для адаптирования к быстро изменяющимся условиям рынка. Грамотное изучение доминирующих экономических особенностей отрасли, источников конкурентного давления и сильных сторон конкурентных сил и движущих сил в отрасли является одним из ключевых факторов для эффективного управления предприятием.