MOST-анализ.

MOST-анализ.
Статья посвящена MOST-анализу.

Анализ MOST— аналитический метод, который используется для стратегического планирования и разработки стратегии. Этот метод используется для оценки того, что организация хочет достичь (с помощью формулировки миссии и целей) и как она хочет этого достичь (с помощью стратегии и тактики).

С помощью анализа MOST можно четко определить свои бизнес-цели и задачи, согласовать тактику с бизнес-стратегией и задачами, а также четко определить роли и обязанности сотрудников в команде.

Кроме этого, анализ MOST помогает установить логическую связь между долгосрочными бизнес-целями и повседневной деятельностью по проекту.


Анализ MOST использует подход, при котором анализируются четыре элемента:

Миссия. Дорожная карта начинается с миссии, которая остается неизменной. Миссия декларирует цель существования компании и служит стандартом, по которому взвешиваются действия и решения. При определении миссии важно понять, чего вы хотите достичь с помощью организации?

Цели. Цель — термин, используемый в данном случае для описания желаемого состояния организации. Цели обычно являются основой контроля для руководства и применяются в планировании (стратегическом управлении), а также в оперативном управлении. Системно сформулированные цели внутри организаций сбалансированы и основаны, в том числе, на данных сбалансированной системы показателей.

Не забываем, хорошо сформулированная цель соответствует принципам SMART (цели конкретны, измеримы, достижимы, реалистичны и своевременны).

Стратегия. Иначе, каков ваш долгосрочный подход к достижению поставленных целей? Стратегия относится к долгосрочному плану, разработанному для достижения конкретной цели. Стратегия является одним из результатов стратегического управления. На практике стратегии действительно помогают объединять и направлять поведение и действия команды.

Тактика. Это последний элемент анализа. Тактика — методы и приемы, используемые для достижения целей, реализации стратегий. Обычно это простые (в рамках деятельности всей организации) процессы. Сотрудники должны иметь возможность их выполнять, даже если они не принимали непосредственного участия в проведении анализа.

Можно отметить такие преимущества MOST-анализа:

  • Он помогает определить, что организация намеревается достичь (миссия и цели).
  • Определяет, как она стремится достичь этого (стратегия и тактика).
  • Способствует выявлению сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, с которыми сталкивается организация.
  • Помогает определить дорожную карту для бизнеса и преобразования, чтобы помочь реализовать стратегию.

Каковы же некоторые из недостатков анализа MOST?

  • Модель MOST может быть трудно внедрить на практике, поскольку она требует высокого уровня поддержки со стороны многих участников бизнеса (и часто внешних заинтересованных сторон).
  • MOST-анализ подвергается критике за то, что может быть трудно измерить успех организации в соответствии с ее миссией и целями.
  • Анализ MOST может быть сложной техникой для оценки внутренних возможностей. Важно помнить, что простое определение и демонстрация итогов MOST-анализа не обязательно приводит к заинтересованности и мотивации со стороны персонала.

Таким образом, анализ MOST можно считать эффективным инструментом. Он часто дает предприятиям новое представление об их возможностях и целях. Анализ MOST превращает общее видение и амбиции в реалистичные, достижимые цели и помогает строить успешный бизнес.