Шесть шляп мышления.

Шесть шляп мышления.
Статья посвящена модели, с помощью которой можно организовать процесс мышления.

Шесть шляп мышления — это ролевая модель, разработанная Эдвардом де Боно в 1986 году.  В своей книге «Шесть шляп мышления» он описал технику, основанную на разделении процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета. При таком подходе разные мнения и идеи сосуществуют, а не противопоставляются. В результате получился очень эффективный способ организации мышления и решения творческих задач.

Шесть шляп мышления служат методом коллективного решения проблем и мозгового штурма, который можно использовать для изучения проблем с разных точек зрения, чтобы выявить варианты, которые в противном случае могли бы быть упущены из виду.

Основная предпосылка, лежащая в основе шести шляп мышления, заключается в том, что большинство людей думают и рассуждают определенным образом в зависимости от их типа личности. Это означает, что более эмоциональный человек может генерировать идеи иначе, чем более аналитический, и наоборот. Точно так же пессимист подойдет к ситуации совершенно иначе, чем оптимист.

Таким образом, примером преимущества использования методов мыслящих шляп является поощрение обмена, рассмотрения и обсуждения различных точек зрения в рамках процесса принятия решений.


Итак, шесть типов мыслительных шляп:

Белая шляпа. Подобно спокойным и чистым эмоциям, связанным с белым цветом, этот тип мышления фокусируется на аналитическом, объективном мышлении с упором на факты и осуществимость.

Ключевые моменты этой части:

  • зафиксировать точки зрения, которые конфликтуют между собой или противоречат друг другу;
  • оценить, насколько точная и уместная информация;
  • разделить факты и предположения;
  • выяснить, как можно заполнить пробелы.

Красная шляпа. Мы часто ассоциируем красный цвет с гневом и жаром, и, следовательно, он представляет собой эмоциональное мышление, субъективные чувства, восприятие и мнение.

Надев красную шляпу, нужно задать себе такие вопросы:

  • Что я ощущаю в данный момент?
  • Что говорит интуиция и мой внутренний голос?

Черная шляпа. Черный цвет стереотипно ассоциируется с мраком, и поэтому он формирует тип мышления, который является критическим, скептическим, сосредоточенным на рисках и выявлении проблем.

Желтая шляпа. Часто символизирует солнечный свет и счастье, желтая шляпа говорит об оптимистичных, спекулятивных, оптимистичных сценариях.

Синяя шляпа. Синий цвет неба и высоко над головой создает ощущение структурированного мышления, высокоуровневого обзора ситуации, общей картины.

Зеленая шляпа. Связанная с цветом деревьев и природы, зеленая шляпа означает творческое, ассоциативное мышление, новые идеи, мозговой штурм, нестандартные решения.

Заключение: Таким образом, можно выделить и некий список правил для использования шляп:

1. Надевая шляпу мышления, принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.

2. Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.

3. При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.

4. Для обозначения своего мнения можно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать. Например, просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее.