Организационные стратегии Майлза и Сноу.

Организационные стратегии Майлза и Сноу.
Статья посвящена организационным стратегиям Майлза и Сноу.

Бизнес может столкнуться с непредвиденными трудностями в результате как внутреннего, так и внешнего воздействия. Типология стратегий Майлза и Сноу предполагает, что фирмы могут использовать разные стратегии, которые можно классифицировать на несколько типов. Эта классификация помогает понять процесс стратегического развития.

В 1978 году Рэймонд Майлз и Чарльз Сноу рассказали и описали в своей книге «Стратегия, структура и процесс организации» стратегии, которые могут возникнуть, особенно когда компания сталкивается с проблемами. Они предложили четыре стратегии решения проблем: защитник, разведчик, анализатор и реактор. Рассмотрим эти типы стратегий подробнее.


Защитник. Организации, реализующие эту стратегию, пытаются защитить свой рынок от появления новых конкурентов. В результате такой узкой направленности этим организациям редко приходится вносить серьезные коррективы в свои технологии, структуру или методы работы. Вместо этого они уделяют первоочередное внимание повышению эффективности существующих операций. Защитники могут добиться успеха, особенно если они существуют в отрасли, находящейся в упадке, или в стабильной среде. Как следует из названия, это организация, которая удовлетворена своим нынешним местом на рынке – она собирается усердно работать, чтобы защитить это место на протяжении многих лет. Организации такого типа не будут активно вкладывать время и деньги в разработку новых продуктов для вывода на рынок.

Разведчик. Эта стратегия является самой агрессивной из предложенных. Она пропагандирует риск, постоянные инновации и активный поиск новых рыночных возможностей. Ожидается, что организация не будет лишь пожинать плоды ранее разработанных продуктов. Однако эту стратегию можно сравнить с палкой о двух концах. Организация, реализующая ее, может иметь огромную прибыль или большие убытки. Эта стратегия лучше всего подходит для растущей среды, где творчество играет более важную роль, чем эффективность. Организации, которые выбирают эту стратегию, постоянно подталкивают своих конкурентов стремиться к большему.

Анализатор. Эта стратегия предполагает поддержание стабильности и одновременное внедрение инноваций. Это оптимальное сочетание стратегий разведчика и защитника. Компания, придерживающаяся этой стратегии, стремится защитить свою существующую долю рынка и ищет новые рыночные возможности. Таким образом, поддерживается эффективное производство при удовлетворении существующего рынка, в то время как новые, инновационные продукты выводятся на новый и более динамичный рынок. Но анализаторы не являются чистыми новаторами. Они предпочли бы улучшить чужое творение. Следовательно, эти компании тратят значительное количество времени на наблюдение за рынком.

Реактор. Организации, которые следуют стратегии реактора, не имеют последовательной взаимосвязи между стратегией и структурой. Иногда эти организации являются инновационными, иногда пытаются сократить расходы, часто делают и то, и другое. Реакторы — это организации, в которых высшее руководство часто замечает изменения и неопределенность, происходящие в их организационной среде, но не может эффективно отреагировать. Таким образом, несостоявшиеся организации часто являются результатом реакторных стратегий. Те фирмы, которые попадают в категорию реакторов, на самом деле не имеют какого-то конкретного подхода к своему бизнесу. Как правило, организации не хотят попасть в класс реакторов, поскольку это означает, что они просто пытаются угнаться за рынком.


Для организации важно понимать, где она находится. Как только позиция станет известна, компания сможет настроить свою деятельность в соответствии с требуемой стратегией. Например, если компания хочет стать разведчиком, ей нужно будет собрать творческих людей. Также отметим, что компании не обязательно следовать единой стратегии на протяжении всего своего существования. Компания, которая когда-то была новатором, может превратиться в реактора, когда рыночные возможности станут ограниченными, а новые инновации станут невозможными. Следовательно, понимание необходимости перехода от одной стратегии к другой также важно.