Управленческие роли по Минцбергу.

Управленческие роли по Минцбергу.
Статья посвящена информационным и функциональным управленческим ролям в системе Генри Минцберга.

Функция менеджера требует регулярного выполнения различных обязанностей.  Чтобы упростить сложность управленческих должностей, Генри Минцберг, ученый и автор, специализирующийся на бизнесе и практике управления, разработал 10 управленческих ролей, которые он разделил на три категории: межличностные, информационные и функциональные. Рассмотрим информационные и функциональные роли подробнее.


К информационным ролям относятся: собиратель информации, распространитель информации и представитель.

Собиратель информации ищет данные, связанные с организацией, например, о потенциально важных изменениях в отрасли. Это исследование включает в себя как внутренние, так и внешние источники. Собрав всю необходимую информацию, специалист анализирует ее для того, чтобы выявить и решить потенциальные проблемы. Обязанности по мониторингу также включают оценку текущей деятельности организации и выявление потенциальных возможностей для улучшения. Например, можно использовать отзывы клиентов, чтобы определить, как можно улучшить существующую продуктовую линейку, скорректировать содержание, характеристики того или иного продукта или услуги.

Распространитель информации получает данные из внутренних и внешних источников, которые он передает соответствующим лицам. Можно передать эту информацию как в устной, так и в письменной форме. Часто требуется получать и распределять очень важную и ценную информацию, которая принесет пользу вашей организации или предоставит рекомендации по задачам, которые необходимо выполнить сотрудникам. Например, изучив тенденции отрасли, менеджер, возможно, разработал предложение по дизайну нового продукта. Затем он представляет это предложение высшему руководству на утверждение. А предоставление предложения рабочим группам позволит им ознакомиться с проектом а менеджеру определить, каким образом делегировать задачи.

Представитель презентует организацию и передает информацию (например, о ее целях или политике) внешним заинтересованным сторонам. В крупной организации этот человек часто выступает представителем своей команды на внутренних мероприятиях. Так, может потребоваться предоставить информацию о производительности и целях вашей команды высшему руководству или другим отделам.

Например, обязанности представителя могут требовать присутствия на ежегодном собрании акционеров. На этой встрече происходит информирование о результатах и достижениях, достигнутых командой в этом году, обсуждение стратегических бизнес-целей, которых вы стремитесь достичь в течение следующего года и так далее.

Перейдем к функциональным ролям: предпринимателю, ликвидатору сбоев, распределителю ресурсов и переговорщику.

Роль предпринимателя включает в себя обязанности, связанные с организацией и выполнением бизнес-процессов. Эти обязанности могут включать решение проблем, а также разработку и реализацию новых идей или стратегий. Идеи и решения предпринимателя часто способствуют развитию инновационных решений, которые развивают организацию.

Когда организация или команда сталкивается с неожиданными проблемами, менеджер берет на себя роль специалиста по устранению нарушений. Эти проблемы могут быть как внешними, так и внутренними: клиент отказывается от заключения сделки или же обнаруживается конфликт между коллегами. В таких ситуациях сотрудники будут ожидать, что ликвидатор сбоев возьмет на себя ответственность за решение проблемы и поддержание производительности.

Роль распределителя ресурсов требует, чтобы менеджер определял, как и где применять ресурсы организации. Под ресурсами мы подразумеваем оборудование, персонал, финансирование, помещения, время и т.д. Как правило, ресурсы, которыми располагает организация, ограничены, поэтому требуются усилия, чтобы решить, как их лучше всего распределить. Например, если менеджер контролирует бюджет организации, он определяет, как разделить финансирование между отделами в зависимости от их потребностей или целей.

Менеджеры участвуют в переговорах, пытаясь достичь своих целей. Эта управленческая роль включает в себя ведение переговоров с внешними сторонами, где они представляют интересы своих организаций, а также ведение переговоров с внутренними сторонами, такими как другие отделы или члены команды. Чем лучше у менеджеров развиты навыки ведения переговоров, тем выше их шансы прийти к соглашению с клиентами, лучше организовать рабочий процесс и получить доступ к большему количеству ресурсов.


Безусловно, никто не может обладать одинаковой квалификацией во всех десяти управленческих ролях. Менеджер всегда сочетает несколько ролей в зависимости от контекста его работы, личных качеств и т.д. Поэтому имеет смысл развивать те области, где менеджер чувствует себя менее квалифицированным.

Чтобы понять, над чем нужно работать, можно начать со следующих шагов:

· Подумайте о ролях, на которых вы проводите большую часть своего управленческого времени. Именно эти роли потребуют вашего внимания в первую очередь.

· Выпишите 10 ролей и оцените себя. Например, используйте шкалу от 1 до 5, где 1 — «очень квалифицированный», а 5 — «совсем не квалифицированный». Таким образом, вы определите свои слабые места.