ABC-анализ.

ABC-анализ.
Статья посвящена ABC-анализу.

ABC-анализ — метод, который используется для категоризации товаров на основе их ценности, используется в управлении запасами. Метод помогает определять наиболее ценные продукты, которые соответствуют спросу на них клиентов, контролировать запасы, уделяя особое внимание товарам с самым высоким значением (категория A), а не множеству товаров с низким значением (категория C).

ABC-анализ основан на законе Парето — идее о том, что 20 % наиболее эффективных товаров приносят 80 % общего дохода. Кстати, подробнее о законе Парето можно узнать здесь: https://topremote.ru/post/zakon-parieto


Итак, ABC-анализ исходит из того, что все товары не могут иметь одинаковую доходность. Они доступны в трех разных категориях:

Категория А. Товары, входящие в категорию А, являются товарами с наибольшей доходностью. Эта категория обычно составляет примерно 20% от общего количества товаров, принося 80% дохода вашему бизнесу. То есть, в эту категорию входит меньший процент товаров от общего ассортимента, который, однако, приносит больше всего прибыли. На эту категорию приходится большое количество заказов. Поэтому, необходимо контролировать постоянное наличие этих товаров, не допускать дефицита.

Категория B. Товары, включенные в эту категорию, составляют примерно 30% от общего числа товаров и приносят ориентировочно 15% прибыли от общей суммы.

Категория C. Товары, включенные в эту категорию, имеют наименьшую ценность. Эти товары составляют 50-60% от ассортимента и приносят примерно 5% прибыли.

Соответственно, товары группы А продавать более выгодно, на их реализации стоит сконцентрироваться, а товары из группы С приносят минимум прибыли — их количество можно уменьшать или вовсе выводить из ассортимента.

Надо сказать, что анализировать с помощью этого метода можно не только ассортимент товаров, но и:

  • складские запасы. Для того, чтобы понять, от чего надо избавляться в первую очередь;
  • поставщиков. Для того, чтобы понять, с кем выгоднее работать;
  • клиентскую базу. Для того, чтобы понять, какая группа клиентов приносит больше всего прибыли;
  • эффективность работы подразделений. Для того, чтобы понять, от какого отдела большая отдача;
  • другие категории.

План проведения ABC-анализа таков:

1. Определите, что вы будете анализировать (ассортимент товаров, поставщиков, клиентскую базу или другие категории). Основная цель АВС-анализа — определить значимость каждой единицы измерения. Метод позволяет выявить наиболее и наименее прибыльные позиции.

2. Соберите необходимую информацию. После того, как вы определитесь с тем, что будете анализировать, соберите информацию о том, что является более прибыльным, а что менее.

3. Разделите объекты анализа на три категории в зависимости от их прибыльности. На этом этапе необходимо распределить объекты анализа на три группы: А — самые ценные, которые приносят примерно 80% прибыли, категория Б — менее популярные и ценные товары, которые приносят примерно 15% от общей прибыли, и С, которые приносят ориентировочно 5% дохода.

4. Проанализируйте полученные данные. Как только вы получите необходимую информацию, используйте ее в своих интересах. Помните, что необходимо регулярно отслеживать показатели объектов анализа, чтобы убедиться, что их позиции не колеблются.

Какие можно выделить недостатки и преимущества метода?

Преимущества:

  • улучшенный контроль над ценными запасами повышает доступность и снижает потери и затраты;
  • более эффективное использование ресурсов для управления запасами;
  • анализ позволяет сократить дефицит товара и повысить эффективность производства.

Недостатки:

  • необходимость регулярного проведения анализа из-за постоянных изменений в процессе продаж. Соответственно, увеличиваются временные затраты;
  • относительная неточность показателей.

Таким образом, ABC-анализ позволяет классифицировать ресурсы, поставщиков, клиентскую базу и другие категории по степени их важности. Этот анализ является одним из методов рационализации и может применяться в сфере деятельности любого бизнеса.