Сбалансированная система показателей.

Сбалансированная система показателей.
Статья посвящена сбалансированной системе показателей (Balanced Scorecard).

Сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard) — это система управления, направленная на преобразование стратегических целей организации в набор задач организационной деятельности, которые, в свою очередь, измеряются, отслеживаются и при необходимости изменяются для обеспечения достижения стратегических целей организации.

Концепция BSC была впервые представлена ​​в 1992 году Дэвидом Нортоном и Робертом Капланом.


При работе со сбалансированной системой показателей информация собирается и анализируется по четырем аспектам бизнеса:

1. Финансы. Какие факторы покажут результат деятельности для собственника компании или акционера? Важно отметить, что финансовые показатели рассматриваются по двум группам. Одна из них направлена на рост доходов, вторая — на снижение расходов (работа с переменными и постоянными затратами, товарными запасами и пр.)

Некоторые примеры: выручка, прибыль, рентабельность, EBIT, EBITDA, доля рынка и т. д.

2. Клиенты. Какие показатели работы с клиентами позволяют нам достичь финансовых целей? Какие параметры необходимо контролировать, чтобы удовлетворить потребности клиентов?

Некоторые примеры: удовлетворенность клиентов (CSI), лояльность клиентов (NPS), % жалоб, количество повторных покупок и т. д.

3. Внутренние бизнес-процессы. Какие процессы внутри компании должны быть эффективными, чтобы клиенты были довольны, более удовлетворены качеством оказываемых услуг и/или продукцией?

Некоторые примеры: производительность труда/единицу, % брака, время производственного цикла и т. д.

4. Показатели обучения и инноваций. Что мы должны сделать, чтобы развитие и эффективное использование наших внутренних ресурсов помогало быть успешными во внутренних бизнес-процессах?

Некоторые примеры: количество часов обучения на 1 сотрудника, удовлетворенность сотрудников, % текучести кадров, скорость выпуска новых продуктов, количество новых продуктов.

Использование сбалансированной системы показателей имеет ряд преимуществ. Например, BSC позволяет объединять информацию и данные в один отчет. Это позволяет экономить время, деньги и другие ресурсы.


Таким образом, сбалансированная система показателей — это метрика производительности, используемая для определения, улучшения и контроля различных функций бизнеса и конечных результатов. Она включает в себя четыре аспекта: обучение и рост, бизнес-процессы, клиенты и финансы. BSC позволяют компаниям объединять информацию в единый отчет, предоставлять информацию об обслуживании и качестве в дополнение к финансовым показателям, а также способствовать повышению эффективности.