Six Sigma.

Six Sigma.
Статья посвящена концепции управления SixSigma.

Как и когда эта концепция зародилась? Началось все в 1981 году, когда Боб Гелвин, бывший тогда президентом фирмы Motorola (американская корпорация, специализируется в области телекоммуникаций), поставил задачу достичь десятикратного повышения производительности в течение пяти лет. Инженер Билл Смит занимался выявлением связи между поведением продукта в эксплуатации и частотой ремонтов его в процессе изготовления.

В 1985 году Смит закончил эту работу и продемонстрировал существующую взаимосвязь. Так, если брак выявлялся и исправлялся в процессе производства, вероятность безотказной работы продукта у потребителя снижалась из-за скрытых, не обнаруженных во время производства дефектов. Если же продукт изначально был собран безошибочно, вероятность его исправной работы и потребителя возрастает.

В наши дни концепция применяется в организациях различных сфер деятельности – промышленных предприятиях, медицинских учреждениях, банках, транснациональных корпорациях и так далее.


Термин Шесть Сигм означает стандартное отклонение случайной величины от среднего значения. Он применяется в математической статистике. Случайная величина может быть охарактеризована двумя параметрами: средним значением и стандартным отклонением. Также, надо сказать, шесть сигм — понятие из теории вероятности, которое выражается формулой: не более 3.4 дефектов на миллион продукции или процессов. Соответственно, математическая задача методологии — уменьшить рассеивание вариантов.

У этой концепции управления, как и у многих других, есть принципы:

· Ставьте конкретные цели;

· Создавайте рабочие процессы предсказуемыми (чем они более предсказуемые, тем легче их контролировать);

· Принимайте решения и действуйте только на основе анализа и статистики;

· Создавайте все процессы измеримыми и простыми для анализа и улучшений.

Согласно концепции, стоимость дефекта возрастает при продвижении по потоку процесса, если не выявить этот дефект вовремя. Это означает, что выявленный еще на этапе производства дефект, сильно дешевле дефекта, который обнаружит потребитель. Поэтому, подход 6 сигм реализуется поэтапно на основе системы DMAIC:

· Define — определяйте, в чем заключается проблема;

· Measure — измеряйте производительность процесса и влияние проблемы на него;

· Analyze — анализируйте саму проблему и причины ее возникновения;

· Improve — улучшайте процессы, чтобы устранить причину проблемы;

· Control — проверяйте, помогли ли улучшения решить проблему.

Главный принцип DMAIC — действовать на опережение. Новые предпочтения потребителей нужно спрогнозировать, дефекты — предупредить.

Есть и другой подход: DMADV, он же DFSS. Он подходит для тех, кто находится только на этапе проектирования нового процесса:

· Define — сначала определяются цели нового процесса, создается команда по проектированию процесса;

· Match — разрабатывается и определяется набор технических характеристик, на основании которых можно определить достижение целей процесса;

· Analyze — характеристики проектируемого процесса анализируются, разрабатываются варианты исполнения процесса;

· Design — на этом этапе создаются детальные спецификации нового процесса и осуществляется его внедрение в работу организации;

· Verify — команда проекта шесть сигм проверяет, достигнуты ли поставленные цели (с учетом заданных характеристик).

Иерархии в этой концепции уделяется большое внимание. Она немного напоминает систему поясов в единоборствах. Участники рабочего процесса, в зависимости от степеней владения этой концепции, делятся на 7 категорий:

· Руководство — чаще всего, это владельцы бизнеса. Задача руководства состоит в создании условий для внедрения концепции 6 сигм;

· Чемпион — как правило, это представитель топ-менеджмента организации. Его задача заключается в определении необходимых проектов по совершенствованию процессов, их организация и контроль за ходом исполнения;

· Мастер черного пояса определяет ключевые характеристики процессов, проводит обучение нижестоящего персонала. Он является «технологом» концепции и внутренним консультантом;

· Черный пояс — руководит командой проекта по совершенствованию отдельного процесса. Также, может проводить обучение участников команды проекта;

· Зеленый пояс анализирует и решает поставленные задачи;

· Желтый пояс занимается решением частных задач, отвечает за реализацию небольших проектов по совершенствованию процессов

· Белый пояс — отвечает за решение отдельных, специальных задач проекта 6 сигм.


Мы выяснили, что в этой концепции совершенствование управления достигается во многом благодаря изучению дефектов и эффективной работе с ними. Six Sigma достаточно проста в использовании, действительно повысит эффективность вашей работы.