Unit-экономика.

Unit-экономика.
Мы продолжаем изучать unit-экономику и рассказываем о ее возможностях.

Юнит-экономика полезна любому бизнесу — кафе, производству мебели, стартапу и во фрилансе. Она помогает понять, сколько прибыли приносит каждый клиент или пользователь, сколько можно тратить на привлечение покупателей, какой канал привлечения покупателей наиболее эффективен.


Итак, рассмотрим вариант расчетов юнит-экономики по показателям ARPU и ARPPU.

ARPU (Average Revenue Per User) — средний доход на одного пользователя без учета маркетинговых затрат.

ARPPU (Average Revenue Per Paying User) — средний доход на одного клиента. Этот показатель определяет, сколько денег в среднем приносит один клиент за определенное время. В отличие от ARPU, здесь в расчёт попадают не все пользователи, а только те, что совершали платежи в течение периода (то есть, только Paying Users).

ARPPU считаем по формуле:

(AVp − COGS) * APC − 1COGS.

AVp − средний чек. Он отражает, на какую сумму клиенты в среднем совершают покупку за один раз. Мы продолжаем изучать показатели сервиса по доставке продуктов, (прошлую статью вы можете прочесть здесь: https://topremote.ru/post/unit-ekonomika) средний чек: 1000 рублей.

COGS − обозначает себестоимость услуги или же товара. К себестоимости относят все “прямые” затраты на производство, доставку и приведение в “рабочее” состояние. В нашем случае себестоимость равняется 650 рублям.

APC − среднее число покупок клиентом нашего продукта или услуги. У нас этот показатель равен 2,5.

1COGS − дополнительные затраты на первую продажу. Это могут быть различные акции для пользователя, например, скидка на первый заказ. Скидка составляет 100 рублей.

Тогда ARPPU = (1000 – 650) * 2,5 – 100. ARPPU = 775 рублей.


ARPU же рассчитывается так:

ARPU = ARPPU * CR.

CR – конверсия, процент посетителей, совершивших целевое действие. Благодаря рекламе, за май в сервис пришло 10000 новых пользователей, а продукты заказали 1500 человек. Конверсия составляет 15%.

775 * 15% = 116,25 рублей приносит нам привлеченный клиент. Сравниваем этот показатель с себестоимостью в 650 рублей и понимаем, что-то сервис делает не так.

Кстати, с помощью APRU можно посчитать и LTV.

LTV = ARPU * Lifetime.

Если же нужно рассчитать средний доход на пользователя с учетом рекламы, используем формулу ARPU – CPA.

CPA – стоимость привлечения одного пользователя. Этот показатель можно рассчитать по формуле AC / UA, где AC – маркетинговые затраты (900000 рублей), а UA – количество привлеченных пользователей (10000 человек).

CPA = 900000 / 10000 = 90 рублей сервис потратил на привлечение одного пользователя.

Средний доход на пользователя с учетом рекламы равен 116,25 - 90 и составляет 26,25 рублей.

Посчитать маржинальную прибыль (CM) можно по формуле (ARPU – CPA) * UA.

CM = 26,25 * 10000 = 262500 рублей компания получила с одной когорты пользователей благодаря рекламной компании.

Важно при расчёте показателей понимать, за какой период вы анализируете метрику: например, дневной ARPPU и месячный ARPPU – это совершенно разные показатели. Один и тот же пользователь может совершить в течение месяца несколько платежей, и дневной ARPPU, в отличие от месячного, это не покажет.


Какие же мы можем предпринять меры для увеличения прибыли?

  1. Снижать издержки. Чем меньше мы тратим на производство товара (или привлечение клиента), тем больше заработаем на одного юнита в итоге. Важно не забывать о качестве и балансировать COGS с выручкой.
  2. Увеличить LTV пользователя. Чем дольше он будет пользоваться нашими услугами или покупать товары, тем больше денег принесет.
  3. Проанализировать маркетинговую стратегию, посмотреть на конверсию, стоимость привлечения, отказаться от наименее эффективных рекламных каналов или найти новые источники привлечения пользователей.
  4. Увеличить средний чек или количество сделок на одного пользователя.