SMART.

SMART.
В этой статье мы расскажем, что такое SMART, определим особенности этого подхода, преимущества и недостатки.

На протяжении XX столетия обсуждалась идея о влиянии формулировки целей на эффективность их достижения. В начале века известный теоретик систем управления Питер Друкер занимался разработкой концепции «управления через цели». Аббревиатура S.M.A.R.T была предложена в 1981 году Джорджом Т. Дораном в статье для журнала Management Review.

Действительно, постановка целей является важнейшим элементом не только нашей рабочей деятельности, но и жизни в целом. Если цель слишком абстрактная, общая, ее нельзя измерить и связать с проверяемым результатом, нельзя сказать, что она достижима, даже если мы очень этого хотим, особенно, если речь идет о слаженной многоуровневой работе команды.


SMART – аббревиатура пяти критериев постановки цели:

  • S-Specific – конкретная;
  • M-Measurable – измеримая;
  • A-Attainable или Аchievable – достижимая;
  • R-Relevant – актуальная;
  • T-Time bound – ограниченная во времени.

Разберемся подробнее.

Specific. Критерий предполагает, что цель должна быть конкретной и четко определенной. То есть, например, «повысить конверсию» будет указать недостаточно. А вот «выйти на увеличение конверсии на 25% в сравнении с прошлым месяцем» то, что нужно.

При постановке цели будет полезным задать себе такие вопросы:

  • Кто участвует в достижении этой цели помимо меня?
  • Чего я хочу достичь?
  • При каких условиях эта цель должна быть достигнута?
  • Когда я хочу достичь этой цели?
  • Почему я хочу достичь этой цели?

Measurable. Цель должна быть измеримая. Соответственно, должны быть определены показатели, к которым мы стремимся. Это может быть как количество килограмм, которое мы хотим сбросить за месяц, так и количество денег, которое мы хотим заработать.

Перед формулированием цели по этому критерию спросите себя:

  • Сколько и чего я хочу получить?
  • Как я узнаю, что достиг своей цели?
  • Каков мой главный показатель прогресса?

Achievable или Attainable. Увеличить количество продаж на 10000% за месяц, согласитесь, представляется далеко не всегда возможным. На этом этапе необходимо удостовериться, что цель реальна, соотнести возможность достижения цели с имеющимися ресурсами. Вопросы, которые помогут в формулировании цели на этом этапе:

  • Есть ли у меня сейчас ресурсы и возможности для достижения цели?
  • Если нет, то что я упускаю?
  • Добивались ли раньше успеха в этом деле другие? Если да, то как?

Relevant. Релевантная цель — это та цель, достижение которой положительно повлияет на дальнейшее продвижение и развитие. Понять, насколько релевантна цель, можно с помощью таких вопросов:

  • Действительно ли мне нужно осуществить эту цель прямо сейчас? Не тороплюсь ли я?
  • Хватит ли у меня времени и ресурсов на достижение этой цели?
  • Не противоречит ли она другим моим целям, моим интересам или интересам других людей?

Time bound. Очень важно устанавливать четкие временные рамки для достижения цели. Иначе, дело может очень сильно затянуться. В определении разумных сроков для достижения цели можно задать себе такие вопросы:

  • Есть ли у моей цели крайний срок?
  • Когда я хочу достичь своей цели?
  • Реально ли все успеть за это время?

Кроме того, можно воспользоваться методикой PERT, которая помогает при постановке целей. Статью о PERT можно прочитать здесь: https://topremote.ru/post/otsienka-vriemieni-na-proiekt-po-pert-3

Интересно, что со временем появились модификации SMART. Одна из них-SMARTER.

В этом случае добавились еще две характеристики:

  • E-Evaluate (оценивать). Важно регулярно оценивать свои цели и корректировать их по мере необходимости.
  • R-Revised (перестроиться). Иногда следует менять цели, потому что они не идеальны.

Есть небольшой шаблон, который упростит процесс постановки целей: Задача состоит в том, чтобы [измеримая задача] была выполнена к [срок исполнения]. [Ключевые игроки или команда] достигнут этой цели, если [какие шаги нужно предпринять, чтобы достичь цели]. Достижение этой цели приведет к [результат или выгода].


Предлагаем рассмотреть примеры правильной и неправильной постановки целей начинающим предпринимателем Виктором.

Он хочет открыть магазин по продаже электроники. Сформулировал свою цель так: «Необходимо открыть магазин». Формулировка с нашей точки зрения одновременно обо всем и ни о чем.

Если бы Виктор использовал SMART, он сформулировал бы цель примерно таким образом: «Открыть новый магазин электронной техники по адресу: Хавская 10 в городе Москве, к ноябрю 2022 года, не превышая бюджет в 5 миллионов рублей».

Магазин открыли, появились первые клиенты. Спустя 3 месяца Виктор понял, количество продаж не соответствует прогнозам. Он понял, что необходимо увеличить количество продаж. Так он и сформулировал цель. Опять слишком общая цель, без конкретики.

Используем SMART и формулируем цель правильно: «Увеличить объём продаж на 10 % к апрелю 2023 года за счёт увеличения среднего чека».

У Виктора остались кредитные обязательства перед банком. Он взял 2 миллиона рублей в кредит на открытие магазина. Анализ финансовых потоков показал, что погасить задолженность можно быстрее, чем ожидалось. Поэтому, Виктор поставил цель: «Погасить задолженность как можно быстрее». И снова неверно.

В очередной раз используем SMART и формулируем цель правильно: «Погасить долг перед банком в размере 1 миллиона рублей в течение 7 месяцев».

Несколько важных советов по работе с целями SMART:

  • При управлении заданиями нужно расставлять приоритеты. Главной буквой в названии будет R-сопоставимость.
  • Поставленные цели SMART нужно записывать. Это можно делать как на листке бумаги или доске, так и в электронном виде
  • Команду и/или себя необходимо мотивировать. Например, путем поощрений за выполнение определенной задачи.
  • Цели SMART можно корректировать после получения новой информации, в этом проявляется гибкость подхода.

Что же мы делаем дальше для того, чтобы цели были достигнуты с наибольшей вероятностью?

  • Каскадируем задачи. То есть, формируем задачи по уровням сверху вниз.
  • Делим цели на этапы. А этапы, в свою очередь, на задачи (задачи тоже можно поделить на подзадачи);
  • Задачи формулируем доступным и понятным языком. Это облегчит их понимание и решение.
  • Выполняем задачи и следим за их выполнением. Благодаря измеримости цели можно составить детальный план работы и сверяться с ним в любой момент для определения прогресса.
  • Оцениваем эффективность выполнения и достижений. Разбор ошибок и достижений дает возможность совершенствовать нашу работу на практике. Оценка позволяет вносить важные корректировки и предупреждать ошибки.
  • Вознаграждаем команду и/или себя после разбора ошибок и достижений.

Какие же есть преимущества и недостатки у SMART?

Преимущества:

  • помогает составить четкий план действий;
  • подходит для разных сфер бизнеса и направлений работы, поскольку является универсальной и не требует специальных навыков или дополнительных финансовых затрат;
  • помогает устанавливать дедлайны и позволяет отслеживать результативность принятых решений и действий;
  • помогает отсеять нерелевантные цели и избежать ненужных расходов ресурсов;
  • относительная простота в использовании.

Недостатки:

  • Теряется гибкость в принятии решений, поскольку алгоритм заранее известен;
  • Эффект тоннельного восприятия. Ориентируясь на выполнение заданной задачи, человек забывает осматриваться вокруг в поисках благоприятных возможностей;
  • Потеря более простых решений;
  • Отсутствие внимания к человеческим потребностям;
  • Тенденция к упрощению.

Этот подход можно применять абсолютно везде: в быту, личной жизни, карьере, управлении бизнесом и так далее. Более того, его использование не сопровождается большими затратами.