На протяжении XX столетия обсуждалась идея о влиянии формулировки целей на эффективность их достижения. В начале века известный теоретик систем управления Питер Друкер занимался разработкой концепции «управления через цели». Аббревиатура S.M.A.R.T была предложена в 1981 году Джорджом Т. Дораном в статье для журнала Management Review.
Действительно, постановка целей является важнейшим элементом не только нашей рабочей деятельности, но и жизни в целом. Если цель слишком абстрактная, общая, ее нельзя измерить и связать с проверяемым результатом, нельзя сказать, что она достижима, даже если мы очень этого хотим, особенно, если речь идет о слаженной многоуровневой работе команды.
SMART – аббревиатура пяти критериев постановки цели:
- S-Specific – конкретная;
- M-Measurable – измеримая;
- A-Attainable или Аchievable – достижимая;
- R-Relevant – актуальная;
- T-Time bound – ограниченная во времени.
Разберемся подробнее.
Specific. Критерий предполагает, что цель должна быть конкретной и четко определенной. То есть, например, «повысить конверсию» будет указать недостаточно. А вот «выйти на увеличение конверсии на 25% в сравнении с прошлым месяцем» то, что нужно.
При постановке цели будет полезным задать себе такие вопросы:
- Кто участвует в достижении этой цели помимо меня?
- Чего я хочу достичь?
- При каких условиях эта цель должна быть достигнута?
- Когда я хочу достичь этой цели?
- Почему я хочу достичь этой цели?
Measurable. Цель должна быть измеримая. Соответственно, должны быть определены показатели, к которым мы стремимся. Это может быть как количество килограмм, которое мы хотим сбросить за месяц, так и количество денег, которое мы хотим заработать.
Перед формулированием цели по этому критерию спросите себя:
- Сколько и чего я хочу получить?
- Как я узнаю, что достиг своей цели?
- Каков мой главный показатель прогресса?
Achievable или Attainable. Увеличить количество продаж на 10000% за месяц, согласитесь, представляется далеко не всегда возможным. На этом этапе необходимо удостовериться, что цель реальна, соотнести возможность достижения цели с имеющимися ресурсами. Вопросы, которые помогут в формулировании цели на этом этапе:
- Есть ли у меня сейчас ресурсы и возможности для достижения цели?
- Если нет, то что я упускаю?
- Добивались ли раньше успеха в этом деле другие? Если да, то как?
Relevant. Релевантная цель — это та цель, достижение которой положительно повлияет на дальнейшее продвижение и развитие. Понять, насколько релевантна цель, можно с помощью таких вопросов:
- Действительно ли мне нужно осуществить эту цель прямо сейчас? Не тороплюсь ли я?
- Хватит ли у меня времени и ресурсов на достижение этой цели?
- Не противоречит ли она другим моим целям, моим интересам или интересам других людей?
Time bound. Очень важно устанавливать четкие временные рамки для достижения цели. Иначе, дело может очень сильно затянуться. В определении разумных сроков для достижения цели можно задать себе такие вопросы:
- Есть ли у моей цели крайний срок?
- Когда я хочу достичь своей цели?
- Реально ли все успеть за это время?
Кроме того, можно воспользоваться методикой PERT, которая помогает при постановке целей. Статью о PERT можно прочитать здесь: https://topremote.ru/post/otsienka-vriemieni-na-proiekt-po-pert-3
Интересно, что со временем появились модификации SMART. Одна из них-SMARTER.
В этом случае добавились еще две характеристики:
- E-Evaluate (оценивать). Важно регулярно оценивать свои цели и корректировать их по мере необходимости.
- R-Revised (перестроиться). Иногда следует менять цели, потому что они не идеальны.
Есть небольшой шаблон, который упростит процесс постановки целей: Задача состоит в том, чтобы [измеримая задача] была выполнена к [срок исполнения]. [Ключевые игроки или команда] достигнут этой цели, если [какие шаги нужно предпринять, чтобы достичь цели]. Достижение этой цели приведет к [результат или выгода].
Предлагаем рассмотреть примеры правильной и неправильной постановки целей начинающим предпринимателем Виктором.
Он хочет открыть магазин по продаже электроники. Сформулировал свою цель так: «Необходимо открыть магазин». Формулировка с нашей точки зрения одновременно обо всем и ни о чем.
Если бы Виктор использовал SMART, он сформулировал бы цель примерно таким образом: «Открыть новый магазин электронной техники по адресу: Хавская 10 в городе Москве, к ноябрю 2022 года, не превышая бюджет в 5 миллионов рублей».
Магазин открыли, появились первые клиенты. Спустя 3 месяца Виктор понял, количество продаж не соответствует прогнозам. Он понял, что необходимо увеличить количество продаж. Так он и сформулировал цель. Опять слишком общая цель, без конкретики.
Используем SMART и формулируем цель правильно: «Увеличить объём продаж на 10 % к апрелю 2023 года за счёт увеличения среднего чека».
У Виктора остались кредитные обязательства перед банком. Он взял 2 миллиона рублей в кредит на открытие магазина. Анализ финансовых потоков показал, что погасить задолженность можно быстрее, чем ожидалось. Поэтому, Виктор поставил цель: «Погасить задолженность как можно быстрее». И снова неверно.
В очередной раз используем SMART и формулируем цель правильно: «Погасить долг перед банком в размере 1 миллиона рублей в течение 7 месяцев».
Несколько важных советов по работе с целями SMART:
- При управлении заданиями нужно расставлять приоритеты. Главной буквой в названии будет R-сопоставимость.
- Поставленные цели SMART нужно записывать. Это можно делать как на листке бумаги или доске, так и в электронном виде
- Команду и/или себя необходимо мотивировать. Например, путем поощрений за выполнение определенной задачи.
- Цели SMART можно корректировать после получения новой информации, в этом проявляется гибкость подхода.
Что же мы делаем дальше для того, чтобы цели были достигнуты с наибольшей вероятностью?
- Каскадируем задачи. То есть, формируем задачи по уровням сверху вниз.
- Делим цели на этапы. А этапы, в свою очередь, на задачи (задачи тоже можно поделить на подзадачи);
- Задачи формулируем доступным и понятным языком. Это облегчит их понимание и решение.
- Выполняем задачи и следим за их выполнением. Благодаря измеримости цели можно составить детальный план работы и сверяться с ним в любой момент для определения прогресса.
- Оцениваем эффективность выполнения и достижений. Разбор ошибок и достижений дает возможность совершенствовать нашу работу на практике. Оценка позволяет вносить важные корректировки и предупреждать ошибки.
- Вознаграждаем команду и/или себя после разбора ошибок и достижений.
Какие же есть преимущества и недостатки у SMART?
Преимущества:
- помогает составить четкий план действий;
- подходит для разных сфер бизнеса и направлений работы, поскольку является универсальной и не требует специальных навыков или дополнительных финансовых затрат;
- помогает устанавливать дедлайны и позволяет отслеживать результативность принятых решений и действий;
- помогает отсеять нерелевантные цели и избежать ненужных расходов ресурсов;
- относительная простота в использовании.
Недостатки:
- Теряется гибкость в принятии решений, поскольку алгоритм заранее известен;
- Эффект тоннельного восприятия. Ориентируясь на выполнение заданной задачи, человек забывает осматриваться вокруг в поисках благоприятных возможностей;
- Потеря более простых решений;
- Отсутствие внимания к человеческим потребностям;
- Тенденция к упрощению.
Этот подход можно применять абсолютно везде: в быту, личной жизни, карьере, управлении бизнесом и так далее. Более того, его использование не сопровождается большими затратами.