Смешанные методы маркетингового исследования.

Смешанные методы маркетингового исследования.
Статья посвящена смешанным методам маркетингового исследования.

Исследования составляют основу многих маркетинговых команд. Независимо от того, хотите ли вы запустить новый продукт или определить целевую аудиторию, исследования помогут вам правильно позиционировать себя на рынке и понять основные болевые точки клиентов.

В этой статье мы расскажем о смешанных методах маркетинговых исследований.


Смешанные методы — это исследовательская стратегия, которая предполагает сбор и анализ как количественных, так и качественных данных одного и того же исследования.

· Количественные данные. Основное внимание уделяется сбору и анализу числовых данных для выявления тенденций и закономерностей (например, сколько посетителей зашло на ваш сайт за один месяц или сколько людей купили ваш последний продукт).

· Качественные данные. Нечисловые данные, включая опыт и мнения (например, почему посетители решили зайти на ваш сайт и как они себя вели, когда туда попали).

Идея состоит в том, чтобы смешать эти два распространенных метода исследования, получить более глубокие результаты.

Недостаточно просто провести несколько количественных и качественных исследований в рамках одного большого проекта.  Например, если вы хотите понять, как повысить конверсию веб-сайта и прибыль, вы можете начать с просмотра данных для того, чтобы понять, откуда приходят ваши посетители, какой процент конверсий и какова была стоимость регистрации одного лида (количественные данные), а также как собирать отзывы из всплывающего окна после регистрации, в котором новых пользователей спрашивали, что могло помешать им зарегистрироваться (качественные данные). Затем вы можете получить ответы от каналов с самой высокой конверсией и сосредоточиться на решении их проблем в первую очередь.

Выделим некоторые источники количественных и качественных данных:

Количественные:

  • Опросы;
  • Отслеживание данных;
  • Статистическое моделирование;
  • A/B-тестирование;
  • Тепловые карты.

Качественные:

  • Интервью с пользователями;
  • Фокус-группы;
  • Открытые анкеты;
  • Записи сеансов.

К основным видам смешанных методик можно отнести hall-тесты, home-тесты и mystery shopping. Разберемся подробнее.

Hall-test — метод исследования, в рамках которого относительно большая группа людей (до 100-400 человек) в специальном помещении тестирует определенный товар и/или его элементы (упаковку, рекламный ролик и т. п.), а затем отвечает на вопросы (заполняет анкету), касающиеся данного товара. Для проведения hall-теста представители потенциальных потребителей приглашаются в специальное помещение («hall»), оборудованное для дегустации товаров и/или просмотра рекламы, где им предоставляют возможность протестировать данный товар (либо посмотреть рекламный ролик) и затем объяснить причину выбора той или иной марки товара либо рассказать о реакции на рекламу. Hall-тестирование может быть:

· «слепое» (без объявления марки продукта) и «открытое»;

· «оценочное» (один товар) и «сравнительное» (несколько аналогичных товаров).

Home-test — аналогичен hall-тесту, с той лишь разницей, что тестирование товара происходит в домашних условиях (дома у респондента). Используется этот метод при необходимости длительного тестирования товара. Респондентам, относящимся к целевой группе, предлагают протестировать в домашних условиях какой-либо продукт или несколько продуктов (обычно это продукты частого или повседневного использования). Как правило, упаковка товара не содержит названия марки и указания на фирму-производителя. Через несколько дней использования данного товара респондент отвечает на вопросы анкеты, которая определяет отношение респондента к данному продукту.

Mystery Shopping — метод маркетинговых исследований, предполагающий оценку качества обслуживания с помощью специалистов, выступающих в роли подставных покупателей (заказчиков, клиентов и т.д). Оценка качества обслуживания производится на основании предварительно разработанных критериев, путем личного посещения либо по телефону.

Первым делом разрабатывается подробный план — какие элементы работы персонала необходимо оценить, по каким критериям, на что нужно обратить особое внимание (если в организации есть стандарт обслуживания клиентов, то можно основываться на нем). Затем на основе этого плана разрабатывается анкета и проводится инструктаж исследователей. Далее специально подготовленные люди, полностью соответствующие характеристикам целевого потребителя на данном рынке, посещают исследуемые точки (магазины, сервисные центры, офисы компании) под видом клиентов и в процессе общения с персоналом оценивают его работу по утвержденной анкете. Помимо личного визита, возможна оценка посредством телефонного звонка, либо общения через интернет. По результатам проведенного исследования фиксируются основные ошибки персонала, и разрабатывается программа по их исправлению (проводятся специальные тренинги, корректируются инструкции).


В наши дни разработчики продуктов и маркетологи имеют в своем распоряжении беспрецедентный объем данных. Сложность заключается в том, чтобы разделить эти данные и использовать их для формирования работоспособных гипотез и улучшения пути клиента. Поскольку UX становится все более важной частью бизнеса, бренды как никогда нуждаются в понимании своих клиентов. Смешанные методы исследования сочетают качественные и количественные данные для того, чтобы предоставить более полное представление о болевых точках клиентов, их поведении и всем пути пользователя.