Стили лидерства.

Стили лидерства.
Статья посвящена различным стилям лидерства.

Стиль лидерства — поведенческий подход, используемый лидером для влияния, мотивации и направления своих последователей. Стиль руководства определяет, как лидеры реализуют планы и стратегии для достижения поставленных целей, принимая во внимание ожидания заинтересованных сторон, а также благополучие и надежность своей команды. Проведенные исследования показывают, что последователи, которые доверяют своему лидеру, с большей вероятностью будут выполнять задачи сверх ожиданий. Они будут достигать поставленных целей, имея при этом возможность свободно высказывать свои идеи и предложения. В этой статье мы рассмотрим несколько стилей лидерства.


Стиль руководства, принятый любым лидером, обычно представляет собой сочетание его личности, жизненного опыта, уровня эмоционального интеллекта, образа мышления и многих других факторов. Таким образом, лидеры должны быть в состоянии понять свой стиль руководства в отношении комбинации перечисленных выше черт и определить, как лучше всего они могут быть более эффективными. Итак, перейдем к стилям руководства.

1. Авторитарный стиль лидерства.

Этот тип лидера ориентирован прежде всего на результаты и эффективность команды. Авторитарные лидеры часто принимают решения в одиночку или совместно с небольшой группой, которой доверяют, и ожидают, что сотрудники будут делать именно то, что их просят. Авторитарные лидеры обычно уверены в себе и самомотивированы. Они общаются четко и последовательно, надежны, следуют правилам. Они ценят высокоструктурированную среду и являются сторонниками контролируемой рабочей обстановки. Такие лидеры могут повысить производительность за счет делегирования, обеспечить четкое взаимодействие и снизить уровень стресса сотрудников, быстро принимая самостоятельные решения.

Однако авторитарные лидеры часто склонны к высокому уровню стресса, так как чувствуют ответственность за все процессы, а отсутствие гибкости может привести к недовольству команды.

2. Бюрократический стиль лидерства.

Бюрократические лидеры похожи на автократических лидеров в том, что они ожидают, что члены их команды будут следовать правилам и процедурам в точности так, как это предусмотрено. Бюрократический стиль фокусируется на фиксированных обязанностях в рамках иерархической системы, где у каждого сотрудника есть определенный список обязанностей и нет необходимости в сотрудничестве и творчестве.

Этот стиль руководства наиболее эффективен в жестко регулируемых отраслях или в таких департаментах, как финансы, здравоохранение. Этот стиль может соответствовать вашему лидерскому подходу, если вы ориентированы на детали и задачи, цените правила и структуру, обладаете сильной волей и самодисциплиной, а также обладаете отличной трудовой этикой.

Вместе с тем, этот стиль не способствует проявлению творчества, это может не подходить для некоторых сотрудников, они будут считать себя ограниченными.

3. Коучинговый стиль лидерства.

Лидер-коуч — тот, кто может быстро распознать сильные и слабые стороны и мотивацию членов своей команды, чтобы помочь каждому человеку совершенствоваться. Лидеры этого типа часто помогают членам команды в постановке разумных целей, а затем регулярно предоставляют обратную связь по сложным проектам, способствующим росту. Они устанавливают четкие ожидания и создают позитивную, мотивирующую среду.

Коуч-стиль лидерства является одним из наиболее выгодных как для работодателей, так и для сотрудников. Лидеры коучинга поддерживают и ценят обучение как способ роста. Они обладают самосознанием, предлагают рекомендации вместо того, чтобы отдавать команды, и задают управляемые вопросы. Коучинговое лидерство носит позитивный характер и способствует развитию новых навыков, расширяет возможности членов команды и способствует формированию уверенной корпоративной культуры.


Выбирая один из различных типов лидерства, важно помнить, что идеальный стиль руководства зависит не только от личности лидера, но также от членов его команды и ситуации. Разработка фирменного стиля руководства и адаптация вашей практики к определенным обстоятельствам может помочь повысить общую эффективность, принося пользу вам, вашим сотрудникам и бизнесу.