Стратегическая модель Лафли и Мартина.

Стратегическая модель Лафли и Мартина.
Статья посвящена пятиступенчатой стратегической модели Лафли и Мартина.

В наши дни высококачественного продукта или услуги зачастую недостаточно, чтобы обогнать конкурентов и получить заветное конкурентное преимущество. Хорошо продуманная бизнес-стратегия, учитывающая устремления компании, внешний рынок и ваши возможности являются важной составной частью успеха. Все эти факторы тщательно изучены в пятишаговой стратегической модели Лафли и Мартина, разработанной в 2013 году Аланом Лафли, бывшим генеральным директором Procter&Gamble, и Роджером Мартином, бывшим деканом школы менеджмента Ротмана.

Как следует из названия модели Лафли и Мартина, предлагается пять шагов, которые необходимо проверить, чтобы разработать выигрышную стратегию.

А вот и они:

1. Каково наше стремление к победе?

Первый шаг модели прямолинейный. Нужно изучить и оценить миссию и видение компании. Как бы вы определили «победу»? Где вы хотите быть через пять лет сейчас? Каковы ваши цели на будущее? Вы видите, что компания доминирует на нишевом рынке, или вы хотите выйти на более широкий рынок? Это лишь некоторые примеры вопросов, на которые вам нужно ответить, чтобы раскрыть бизнес-цель.

2. Где мы будем играть?

После определения ваших основных целей вам нужно будет изучить области, в которых вы собираетесь играть.  Они могут иметь узкое или широкое определение; в зависимости от ваших деловых устремлений. Вам нужно будет принять во внимание, каких клиентов вы собираетесь обслуживать, на каких рынках и категориях продуктов вы собираетесь конкурировать и какие каналы вы собираетесь использовать.

3. Как мы победим?

Какой бы рынок вы ни выбрали для входа на предыдущем этапе, вы, вероятно, столкнетесь с усилением конкуренции, как только вы войдете. На этом этапе вам нужно будет оценить, как вы можете позиционировать себя, чтобы выйти на первое место. Вы можете выбрать стратегию дифференциации, предоставляя высококачественные продукты и услуги, или же вы можете выбрать стратегию низких затрат, сводя к минимуму затраты и снижая цены.

4. Какие способности и возможности нам нужны для победы?

Следующий шаг — оценить свои текущие возможности и подумать, что вам нужно улучшить, чтобы победить. Принимая во внимание цели, которые вы ранее поставили вместе со своим стратегическим планом, вам необходимо определить набор возможностей, необходимых для реализации инфраструктуры соответствующей организации, таких как технологии, навыки сотрудников и производственные мощности.

5. Какие системы управления необходимы для поддержки нашего выбора?

Чтобы все предыдущие шаги работали, понадобится эффективная система управления.  Этот шаг принимает во внимание людей, которые будут поддерживать организационные процессы и соответствующие стратегии. Люди должны работать эффективно и результативно для достижения общей цели.


Модель пятиэтапной стратегии Лафли и Мартина требует глубокого понимания организации, а также отрасли, в которой она находится. Это связано с тем, что эта модель включает в себя ответы на ряд вопросов, которые призваны разбить бизнес на пять вариантов для достижения успеха.