Стратегия Минцберга 5P.

Стратегия Минцберга 5P.
Статья посвящена стратегии Минцберга 5P.

В 1987 году канадский ученый-менеджер Генри Минцберг выделил пять концепций стратегии организаций. Он определяет «стратегию» через комбинацию пяти «П»: плана, паттерна, позиции, перспективы и приема.


Все пять компонентов позволяют бизнесу более эффективно реализовывать стратегию. Модель Минцберга помогает разработать всеобъемлющую стратегию, рассматривая различные компоненты и аспекты.

Стратегия как план.

Планирование — подход к различным повседневным задачам и действиям. Обычно проводятся встречи по стратегическому планированию, мозговые штурмы или выездные встречи, чтобы установить цели и пути их достижения. Таким образом, планирование является важным аспектом процесса формулирования стратегии. Такие инструменты, как анализ SWOT или PESTEL (о них мы уже рассказывали: https://topremote.ru/ ), помогают сформулировать стратегию.

Планирование имеет большой вес в качестве основы для организационной стратегии. Однако недостаточно разработать полную, всестороннюю стратегию, которая требуется бизнесу для реализации своего потенциала. Именно здесь другие P помогают максимизировать результаты.

Стратегия как прием или уловка.

Организации могут опережать конкурентов, воздействовав на них различными способами, например, путем разубеждения, разрушения и так далее. Эти тактики укрепляют стратегические планы и помогают бизнесу оценить свою внешнюю среду, включая другие операционные права в этой среде, для разработки соответствующей стратегии. Например, компания может открыть новый филиал на развивающемся рынке, чтобы помешать конкуренту начать свою деятельность и получить долю рынка.

Таким образом, стратегия, как прием или уловка должна разубеждать, отвлекать или влиять на конкурентов. Чтобы оставаться на шаг впереди, компания должна использовать уловки, но она должна быть осторожной, чтобы не сильно сосредоточиться на соперничестве и не упустить из виду свою цель.

Стратегия как принцип поведения.

Определить стратегию как план и некоторые уловки недостаточно. В некоторых случаях стоит оглянуться на то, что уже произошло, и описать стратегию компании с точки зрения сложившихся моделей.

Чтобы использовать этот элемент «5П», обратите внимание на шаблоны поведения, которые вы видите в команде и организации. Затем спросите себя, могут ли стать эти шаблоны неотъемлемой частью вашей стратегии.

При таком подходе лидеры часто обнаруживают, что имеют стратегическое преимущество, а не стремятся создать преимущество за счет принятия правильных решений. Другими словами, последовательный и успешный способ ведения бизнеса может превратиться не в преднамеренный выбор, а в стратегию. Когда бизнес знает о предыдущих тенденциях, его политика по принятию решений улучшается. Такие инструменты, как анализ USP и анализ основных компетенций, могут помочь в этом процессе формулирования стратегии.

Стратегия как позиция.

Цель этой концепции — определить, как компания намерена позиционировать себя на рынке. Позиция — еще один способ определить стратегию, то, как бизнес решает позиционировать себя на рынке.

Благодаря этому подходу организации формулируют стратегию по созданию уникальной ниши или идентичности на рынке. Часто стратегия включает в себя эксклюзивные предложения для создания конкурентного преимущества на рынке.

Стратегическое позиционирование помогает понять общую картину организации. Это поможет лицу, принимающему решения, изучить соответствие организации окружающей среде и, как следствие, помочь фирме в развитии устойчивого конкурентного преимущества. Схемы Портера Diamond и Five Forces помогают бизнесу анализировать свою среду, определять области, в которых у него сильные позиции, и где у него могут быть проблемы.

Стратегия как перспектива.

Это внутренний подход к формулированию стратегии, который начинается со взгляда внутрь организации. Эта модель раскрывает укоренившийся способ восприятия мира организацией. Некоторые организации являются агрессивными законодателями моды и разрушителями, которые осваивают новые рынки или технологии. Другие же воспринимают окружающую среду как стабильное игровое поле. Поэтому такие организации используют защитные стратегии для защиты своей доли рынка и клиентской базы.

При таком подходе предприятия формулируют свои стратегии на основе того, как их целевая аудитория и рынок их воспринимают. Эта модель также учитывает восприятие сотрудниками своей организации, перспективы нынешних и будущих инвесторов, а также других заинтересованных сторон. В целом этот подход основывает стратегию как продукт культуры, существующей внутри организации.


Таким образом, модель 5P Минцберга представляет собой структуру разработки стратегии, которая включает пять ключевых аспектов. Согласно этой модели, одномерные стратегии ненадежны, потому что они не адаптируются к динамичным рынкам.