Цепочка ценностей Портера.

Цепочка ценностей Портера.
О том, что такое цепочка ценностей Портера.

Цепочка создания ценности представляет собой последовательность действий, которые фирма, работающая в конкретной отрасли, выполняет для предоставления товара или услуги конечному потребителю. Эта концепция впервые была описана Майклом Портером в его бестселлере 1985 года «Конкурентное преимущество: создание и поддержание превосходной производительности».


Как инструмент стратегического анализа, цепочку ценности Портера используют при разработке стратегии компании. Она конкретизирует плюсы и минусы бизнеса, его преимущества перед конкурентами, показывает:

  • в каком направлении нужно идти дальше;
  • как удержаться на плаву;
  • пути расширения бизнеса.

Цепочка создания ценности Портера делит бизнес-деятельность на две категории:

  1. Основные виды деятельности, которые непосредственно развивают конечный продукт или услугу.
  2. Вторичные виды деятельности, которые поддерживают первичные, чтобы сделать их эффективными и действенными.

К первым относится:

Внутренняя логистика.

Внутренняя логистика — это отношения, процессы и действия, связанные с получением исходных данных для бизнеса. Сюда можно включить: отношения с поставщиками, физическую транспортировку товаров, кадровый резерв и т. д.

Операции.

Операции — это жизненно важные процессы, которые преобразуют входные данные, которые вы получаете как бизнес, в ценный результат, который получают клиенты.

Внешняя логистика.

Внешняя логистика – это деятельность, связанная с доставкой товара или услуги конечному потребителю. Для предприятий, где конечной ценностью является физический продукт, эта группа будет включать сбор, хранение и уничтожение продукта.

Маркетинг и продажи.

Этот пункт, вероятно, не нуждается в объяснении, но для последовательности мы его добавим!

Сервис.

Подразумевается послепродажное обслуживание (установка, наладка, послегарантийный ремонт, ликвидацию недостатков продукта на протяжении всего гарантийного срока).

Каковы второстепенные виды деятельности в цепочке создания ценности Портера?

Инфраструктура.

Инфраструктура компании – подразделения по соцобслуживанию, а также по обслуживанию основного производства. Сюда, например, относят: планирование, финансирование, информационные системы, общепит, медпункты и прочие хозяйства, службы.

Технологические разработки.

Тесно связанные с операциями, эти виды деятельности связаны с любой технологией (будь то аппаратное обеспечение, программное обеспечение, тактические знания), необходимой для поддержки перехода от ввода к выводу. Если вы занимаетесь программным обеспечением, то ваш собственный продукт не попадет в эту категорию, но инструменты, которые вы используете для его создания, подойдут.

Управление человеческими ресурсами.

HR играет т​​важную роль. Особенно в наши дни, этот аспект становится все более важным стратегически. Эта деятельность включает в себя найм, обучение, развитие, обеспечение благополучия и многое другое.

Закупки.

Закупочная деятельность – это деятельность, связанная с приобретением ресурсов для ведения бизнеса. Они тесно связаны как с внутренней логистикой, так и с операциями.


Таким образом, модель цепочки создания ценности Портера ориентирована на отношения с клиентами и используется предприятиями для систематического изучения каждого из своих многочисленных процессов на предмет прибыльности. Он состоит из пяти основных видов деятельности в цепочке создания стоимости, которые дополнительно поддерживаются четырьмя второстепенными процессными действиями.