Комплекс маркетинга «4Р» и «4C».

Комплекс маркетинга «4Р» и «4C».
Статья посвящена двум маркетинговым теориям: 4P и 4C.

Комплекс маркетинга — это набор стратегий, которые можно использовать для продвижения продукта. Этот маркетинг-микс обычно содержит стратегии, известные как 4P и 4C.

Итак, начнем с 4P. Это структура, используемая для того, чтобы помочь компаниям выбрать наиболее эффективные маркетинговые стратегии для охвата своей целевой аудитории. Маркетологи используют ее, чтобы понять поведение клиентов.

Эти 4P — это продукт, цена, место и реклама.

1. Продукт (Product).

Это товар или услуга, которые удовлетворяют потребности или желания потребителей. Продукт также можно определить, как набор полезностей, который имеет определенные характеристики, такие как дизайн, объем, торговая марка и т. д.

2. Цена. (Price).

Цена продукта напрямую влияет на объем продаж и, следовательно, на прибыльность бизнеса. Объем спроса, тенденции ценообразования среди конкурентов и государственное регулирование являются решающими факторами, определяющими ценообразование. Надо сказать, что цена обычно отражает воспринимаемую ценность продукта, а не его реальную ценность. Это означает, что цены могут быть увеличены для продвижения эксклюзивности или наоборот снижены для того, чтобы сделать продукт более доступным.

3. Место. (Place).

Этот пункт предполагает выбор места, где продукты должны быть доступны для продажи. Основным мотивом управления каналами сбыта является стремление к тому, чтобы продукт был легко доступен покупателю в нужное время и в нужном месте. Эта P также включает в себя решения о размещении и ценообразовании оптовых и розничных торговых точек.

4. Реклама. (Promotion).

Продвижение включает в себя решения, связанные с рекламой, продажами, прямым маркетингом, связями с общественностью, рекламными бюджетами и т. д. Основная цель продвижения — распространение информации о предлагаемых продуктах и ​​услугах. Это помогает убедить потребителей выбрать конкретный продукт среди других на рынке. Рекламные мероприятия включают в себя следующие аспекты:

Реклама: средство продажи продукта, услуги или идеи посредством передачи спонсируемого неличного сообщения о продукте.

Связи с общественностью: включают в себя управление и контроль потока и содержания информации от организации к широкой общественности или другим учреждениям.

Маркетинговая стратегия: включает в себя определение правильного целевого рынка и использование таких инструментов, как реклама, для проникновения на указанный рынок.

С 4P разобрались. А что же такое 4С?

Специалисты отмечают, что четыре компонента маркетинга, которые состоят из желаний и потребностей потребителей, стоимости, удобства и коммуникации, возможно, гораздо более ценны для маркетинга, чем четыре Pкомпонента. Они сосредоточены не только на маркетинге и продаже продукта, но и на общении с целевой аудиторией от начала процесса до самого конца.

Так, 4P фокусируется на маркетинговой стратегии, ориентированной на продавца, которая может быть чрезвычайно эффективной для продаж. А 4C предлагают более ориентированный на потребителя взгляд на маркетинговую стратегию. Разберемся подробнее.

1. Желания и потребности клиентов (Customer needs).

Первая С в маркетинг-миксе — это желания и потребности клиента. Вместо того, чтобы сосредоточиться на самом продукте, первый С фокусируется на заполнении пустоты в жизни клиента.

Эта маркетинговая стратегия важна для предприятий, которые заинтересованы в понимании своих клиентов. Как только вы поймете своего клиента, вам будет намного проще создать продукт, который будет ему полезен. Клиент принимает решение о покупке и, следовательно, является самым ценным ресурсом в любой маркетинговой стратегии.

2. Стоимость (Cost).

Вторая С в этом маркетинговом комплексе — стоимость. Важно не путать стоимость продукта с его ценой. Цена — это лишь небольшой сегмент общих затрат на покупку товара. Важно определить общую стоимость, а не цену вашего продукта для клиента. Стоимость может включать преимущества продукта или его отсутствие для покупателя.

3. Удобство (Convenience).

Третье С в этом комплексе маркетинга — удобство. Удобство похоже на «место» в маркетинговой стратегии 4P. Однако между ними есть большие различия. Место просто относится к тому, где продукт будет продаваться. Удобство — гораздо более клиентоориентированный подход.

4. Взаимодействие (Communication).

Четвертая и последняя С в этом маркетинг-миксе — коммуникация. Коммуникация всегда является ключом к деловому маркетингу; без него 4 C не были бы эффективны. Этот аспект аналогичен четвертому P, продвижению; однако они, опять же, очень отличаются.

Продвижение продукта используется для того, чтобы убедить потенциального покупателя купить продукт. Продвижение часто может быть манипулятивным и неэффективным. Однако коммуникация — клиентоориентированный подход к задаче продажи продукции. Коммуникация требует взаимодействия между покупателем и продавцом.


Зафиксируем отличия между 4P и 4C:

  • 4P рассматривают внутренние процессы бизнес-стратегии и маркетинговой стратегии, а 4C фокусируются на том, как можно повлиять на клиентов;
  • 4P являются основой для комплекса маркетинга, в то время как 4C являются частью модели качества обслуживания клиентов;
  • 4P связаны с продвижением бренда среди потенциальных клиентов, а 4C — с персонализацией обслуживания клиентов и взаимодействием с ними;
  • 4P передают клиентам информацию о продукте, а 4C сосредотачиваются на маркетинговой информации для компаний о своих клиентах.