Стратегия голубого океана.

Стратегия голубого океана.
Статья посвящена стратегии голубого океана, ее преимуществам и недостаткам.

В наши дни бизнес существует в условиях жесткой конкуренции, и компании стараются сделать все, чтобы завоевать свою долю рынка. Когда продукт подвергается ценовому давлению, существует вероятность того, что деятельность фирмы может оказаться под угрозой. Такая ситуация обычно возникает, когда бизнес работает на насыщенном рынке, также известном как «Красный океан». Когда пространство для роста ограничено, предприятия пытаются искать новую нишу, где они смогут насладиться неоспоримой долей рынка или «Голубым океаном». Голубой океан существует тогда, когда есть потенциал для более высокой прибыли. Cуть стратегии голубого океана заключается в том, чтобы помочь бизнесу получить рыночное пространство, отдельное от других аналогичных предприятий. Эти новые пространства описываются как «голубые океаны» — термин, призванный контрастировать с борьбой за выживание в кровавых «красных океанах», кишащих жестокой конкуренцией.

Стратегия голубого океана представляет собой одновременное стремление к высокой дифференциации продукции и низким ценам, что делает конкуренцию несущественной.


Название «Стратегия голубого океана» взято из книги «Стратегия голубого океана. Как найти или создать рынок, свободный от других игроков». Профессор В. Чан Ким, в соавторстве с Рене Моборн, описал эту концепцию в статье Forbes так: «Наше исследование показывает, что стратегия голубого океана особенно необходима, когда предложение превышает спрос на рынке. Эта ситуация сегодня применима ко все большему количеству отраслей и будет еще более распространенной в будущем».

Поговорим о плюсах и минусах стратегии, это поможет сформировать понимание о том, нужно и можно ли ее использовать.

Некоторые из преимуществ стратегии голубого океана:

  • Бизнес избегает насыщенных рынков. В случае, если будет принята стратегия голубого океана, продукт не будет похож ни на что другое, при этом будет удовлетворять потребности клиентов по доступным ценам. В итоге у вас не будет конкуренции со стороны влиятельных игроков в нише.
  • Открывается потенциал для роста. Идти по пути голубого океана означает найти баланс между инновациями в продуктах или услугах, затратами и полезностью, создавая новую ценность для клиентов.
  • Вы встретите нужных клиентов. Ценность и доступность товара или услуги одинаково важны в мышлении о голубом океане. Вы всегда будете предлагать свои инновации по ценам, доступным вашему целевому клиенту. Такой подход снижает барьеры для вашей аудитории.

Недостатки стратегии голубого океана:

  • Следование стратегии может привести к чрезмерной амбициозности. Логика стратегии голубого океана подразумевает, что любой бизнес может предложить доступный, свободный от конкуренции продукт или услугу. На самом деле не всегда легко быть таким инновационным. Даже если у вас есть отличная идея, ограничения реального мира могут помешать воплотить ее в жизнь.
  • Недолгосрочность жизни стратегии. Инновации порождают подражателей, а это означает, что голубой океан со временем начнет краснеть. Даже если сейчас стратегия голубого океана кажется идеальной для вашего бизнеса, в долгосрочной перспективе ее использование может стать невозможным.

Таким образом, эта стратегия, основанная на книге с одноименным названием, утверждает, что «жестокая конкуренция не приводит ни к чему, кроме кровавого красного океана соперников, борющихся за сокращающийся пул прибыли». Вместо этого компаниям следует искать новое рыночное пространство и способы заново изобрести отрасль. А про то, как реализовать эту стратегии и примеры реализации мы расскажем в одной из следующих статей.