Управленческие роли — это поведение, принятое для выполнения различных управленческих функций, таких как руководство и планирование, организация, выработка стратегии, решение проблем и так далее. Внутри организации менеджеры разных уровней имеют разные обязанности, которые могут частично пересекаться.
Генри Минцберг классифицировал управленческие роли в зависимости от их целей. Он выделил 10 управленческих ролей и разделил их на 3 категории, сгруппировав роли, имеющие схожие характеристики. Некоторые из этих функций можно применять к двум или более ролям одновременно.
Согласно типологии Минцберга, управленческие роли делятся на три основные категории:
Межличностные роли. В эту категорию входят роли, связанные с взаимодействием с людьми, работающими внутри и за пределами организации. По сути, большая часть времени менеджеров тратится на межличностное общение.
Информационные роли. Эта категория включает в себя создание, получение или обмен информацией с коллегами. Менеджер собирает информацию из источников как внутри, так и за пределами организации, обрабатывает ее и доставляет тем, кто в ней нуждается.
Функциональные роли. Межличностные роли связаны с общением с людьми, а информационные – со знаниями. Роли принятия решений связаны с действием. Общаясь с людьми и используя информацию, менеджеры принимают решения, которые ведут организацию к ее целям.
Начнем с межличностных ролей.
Руководитель
Эта роль требует выполнения социальных, церемониальных и юридических обязанностей. Фигуральное лицо представляет организацию, а также мотивирует команду на достижение целей. Для людей эта управленческая роль является источником власти и авторитета.
Примеры:
- Менеджеры в роли номинальных руководителей посещают общественные мероприятия, на которых продвигают свою компанию.
- Приветствие потенциального бизнес-клиента и проведение экскурсии.
Лидер.
Роль лидера является наиболее важной, поскольку она показывает, в какой степени реализуется потенциал менеджера. В обязанности лидера часто входит найм и обучение (прямое руководство) и поощрение сотрудников (косвенное руководство). Лидеры влияют на людей и мотивируют их, давая им ощущение целеустремленности в достижении целей организации.
Пример:
- Менеджер ставит перед командой цель и сообщает о своих ожиданиях, следя за тем, чтобы сотрудники их понимали. Он следит за их прогрессом и при необходимости предоставляет обратную связь и ресурсы.
Связующее звено.
Менеджеры, выполняющие роль связующего звена, развивают и поддерживают внутреннюю и внешнюю коммуникацию. Они являются связующим звеном, которое устраняет разрывы между сотрудниками разных уровней и обеспечивает бесперебойную работу.
Примеры:
- Менеджер координирует работу людей внутри компании, между ее подразделениями.
- Менеджер координирует взаимодействие за пределами организации (покупателями, поставщиками, партнерами).
- Взаимодействие менеджер-клиент-сотрудник. Менеджер общается с клиентом для того, чтобы узнать, каковы его потребности, и постфактум предоставляет эту информацию сотрудникам.
Таким образом, можно определить, что каждая из управленческих ролей имеет элементы сходства с другими. В этой статье мы рассмотрели лишь часть ролей, которые выделил Минцберг. В одной из следующих статей мы расскажем об остальных ролях.