Lean Management.

Lean Management.
В этой статье мы расскажем о методике бережливого производства (Lean Management).

Что же это такое, методика бережливого производства? Lean Management называют методику управления процессами и организации труда, которая нацелена на увеличение производительности и эффективности деятельности в целом.

Достигается это благодаря оптимизации производственных и бизнес-процессов. Как именно? За счет сокращения времени выполнения задач, которые не влияют на стоимость товара или услуги, улучшения условий деятельности сотрудников, максимальной ориентации на потребителя. Конечно, эта оптимизация не должна негативным образом влиять на качество продукта или услуги.

Сторонники Lean Management считают, что это не просто методика, коих достаточно много, а способ мышления или даже философия. С этим трудно не согласиться. Lean Management действительно не имеет никаких наборов правил или практик – он основан только на конкретных приемах.

Отмечается, что идеи бережливого производства впервые были сформулированы и использованы еще Генри Фордом. Однако, эти идеи не были оформлены и структурированы, не затрагивали мировоззрение сотрудников предприятий.

Основателем бережливого производства считается Тайити Оно. Он был сотрудником Toyota Motor Corporation в середине 20 столетия. В 1950-х годах он разработал и внедрил систему Toyota Production System, TPS, которая в западной интерпретации стала известна как Lean Production, Lean Manufacturing, или просто Lean.

Позже стало понятно, Lean Management можно использовать не только на промышленных предприятиях, но и в других сферах, в том числе и во фрилансе.


С точки зрения Lean Management активность бизнеса можно разделить на:

  • операции и процессы, которые добавляют ценность для потребителя;
  • операции и процессы, которые ценность для потребителя не добавляют.

Соответственно, все, что ценности для потребителя не добавляет, считается потерями. И их нужно устранять.

Каковы же цели бережливого производства?

  • сокращение сроков создания продукта или предоставления услуги;
  • сокращение финансовых, трудовых и других затрат;
  • максимальное качество при определенной стоимости или же минимальная стоимость при определенном качестве;
  • формирование ценности у сотрудников.

Глобальная цель Lean ― создать ценность, сокращая расходы на ее производство.

Какими принципами нужно руководствоваться при внедрении и использовании Lean?

  • проанализируйте, что создает ценность продукта или услуги для потребителя. Понимать, что необходимо потребителю, крайне важно;
  • сформируйте список и порядок действий, которые необходимо выполнить и устраните потери. Для того, чтобы устранить потери, сначала их нужно выявить. Поэтому, эффективным будет описание всех действий в процессе выполнения проекта;
  • выстраивайте ваши действия в максимально эффективном и корректном порядке. Между этапами работы не должно быть ожиданий, простоев и так далее;
  • совершайте только те действия, которые необходимы клиенту;
  • обучайтесь сами и обучайте свою команду.

Расскажем и о некоторых инструментах бережливого управления:

  • кайдзен — японская концепция непрерывного совершенствования всех аспектов деятельности организации;
  • six sigma — методология контроля качества, для своевременного выявления брака и дефектов еще на этапе производства (нашу статью о методологии вы можете прочесть здесь: https://topremote.ru/post/six-sigma);
  • канбан — принцип управления, похожий на «Точно в срок», который равномерно распределяет нагрузку на процессы и работников (Подробнее о Kanban можно узнать в нашей статье: https://topremote.ru/post/kanban).

Поговорим и о преимуществах и недостатках Lean Management. Среди первых мы выделяем:

  • Экономия времени. Это важное преимущество Lean. Собственно, это не так удивительно, учитывая нацеленность на снижение временных затрат.
  • Экономия ресурсов. Это преимущество отчасти следует из первого. Благодаря эффективному использованию времени и других ресурсов, можно уменьшить затраты.
  • Контроль качества. Использование Lean подразумевает контроль качества на всех этапах работы.
  • Постоянное совершенствование. Lean предполагает постоянное улучшение качества работы, подходов и конечного продукта.

Недостатки:

  • Сопротивление со стороны персонала. Этот недостаток связан, скорее, с психологией. Не все члены команды могут быстро и эффективно адаптироваться к изменениям.
  • Внедрение и использование Lean «кусочно». Без полноценной и всеобъемлющей интеграции Lean Management в бизнес, эффективность и результаты не будут соответствовать ожиданиям.

Lean Management действительно применим во многих сферах. И где бы не применялся подход бережливого производства, везде он требует некоторой адаптации под конкретные условия. Тем не менее, его применение в любой организации позволяет добиться существенного повышения эффективности работы и сокращения потерь.