Матрица GE/McKinsey.

Матрица GE/McKinsey.
Статья посвящена матрице GE/McKinsey.

Матрица GE/McKinsey — инструмент портфельного анализа, используемый в корпоративной стратегии для анализа стратегических бизнес-единиц или продуктовых линеек. Эта матрица объединяет два аспекта: отраслевую привлекательность и конкурентоспособность.

История создания матрицы началась в 1970 году, когда General Electric (американская многоотраслевая корпорация, производитель многих видов техники, включая локомотивы, энергетические установки, газовые турбины, авиационные двигатели, медицинское оборудование и многое другое) наняла консалтинговую компанию McKinsey & Company для консультирования стратегических бизнес-подразделений. McKinsey создала этот инструмент, чтобы помочь GE справляться со стратегическими решениями на корпоративном уровне.

Таким образом, матрица будет полезна на различных уровнях бизнеса: как при оценке конкретного продукта, так и для оценки выгодности инвестиционных портфелей.


Что эта матрица из себя представляет?

В основе нашего исследования лежит прибыль, которую можно получить от проекта. Привлекательность оценивается по двум шкалам: привлекательность отрасли и сила бизнеса (конкурентоспособность). Такие шкалы помогают учесть как внутренние, так и внешние факторы, влияющие на проект. Каждая шкала условно делится на три сектора – высокая степень, средняя и низкая. Таким образом, мы получаем матрицу 3х3, содержащую 9 секторов, для каждого их которых можно выделить свою оптимальную стратегию. Чем ближе к концу шкалы находится сектор, тем более высокую прибыль от него можно получить.

Разберемся подробнее с осями.

Привлекательность отрасли.

Привлекательность отрасли по методу McKinsey означает:

  • привлекательность сегмента с точки зрения потенциальных объемов продаж;
  • низкие барьеры входа в сегмент для новых игроков;
  • способность сегмента обеспечить долгосрочную прибыль компании;
  • отсутствие рисков на рынке.

При оценке бизнеса по этому параметру учитывайте потенциал долгосрочного роста, размер отрасли, прибыльность отрасли, входные и выходные барьеры и т. д. Кроме того, оцените влияние поставщиков и покупателей, например, с помощью методики анализа пяти конкурентных сил Майкла Портера (рассказали о ней здесь: https://topremote.ru/post/piat-konkurientnykh-sil-maikla-portiera), а также любые другие факторы внешней среды, которые могут повлиять на привлекательность отрасли.

Отраслевая привлекательность делится на высокую, среднюю и низкую. Чем выше потенциал прибыли, тем привлекательнее отрасль. При оценке привлекательности отрасли оцените, как отрасль изменится в долгосрочной, а не только в краткосрочной перспективе.

Конкурентоспособность отрасли.

Критерии конкурентоспособности должны отражать долгосрочную возможность компании конкурировать с существующими лидерами сегмента. Критерии включают в себя факторы, описывающие силу конкурентного преимущества компании, ресурсные возможности компании и силу рыночной конкуренции. Вот некоторые из них:

  • доля рынка, которой владеет компания;
  • потенциал роста доли рынка;
  • узнаваемость бренда;
  • рентабельность бизнеса;
  • лояльность и удовлетворенность клиентов;
  • уникальность продуктов или услуг.

Если у бизнеса есть конкурентное преимущество, подумайте, является ли конкурентоспособность устойчивой в долгосрочной перспективе или только временной.

Конкурентная сила также делится на высокую, среднюю и низкую. В дополнение к текущей конкурентоспособности бизнеса важно следить за его устойчивой конкурентоспособностью в долгосрочной перспективе.


Таким образом, в то время как привлекательность отрасли зависит от уровня конкуренции в отрасли, конкурентоспособность бизнеса зависит от его способности устойчиво конкурировать в будущем. Матрица GE/McKinsey является хорошим инструментом для анализа стратегических бизнес-единиц или продуктовых линеек.