STATIK.

STATIK.
Статья посвящена системному мышлению при внедрении Канбан-метода.

Канбан — инструмент, призванный помочь визуализировать и оптимизировать рабочие процессы. Он был разработан Тайити Оно, инженером Toyota, в 1950-х годах. Система Канбан основана на принципах производства «точно в срок» (JIT). Эта философия производства направлена на устранение отходов и улучшение качества за счет производства того, что необходимо и тогда, когда это необходимо. Системы Канбан успешно используются на производстве в течение многих лет, а в последнее время они были адаптированы для использования в разработке программного обеспечения и других отраслях. В одной из статей мы рассказывали об этом инструменте: https://topremote.ru/post/kanban


Подход STATIK сочетает Канбан с принципами системного мышления, создавая мощный инструмент для внедрения Канбана в сложные рабочие процессы. STATIK был разработан Дэвидом Дж. Андерсоном, ведущим экспертом по Канбану и автором книги «Канбан: успешные эволюционные изменения для вашего бизнеса».

STATIK (system thinking approach to introducing kanban) — аббревиатура, обозначающая подход системного мышления к реализации Канбана. Это методология, которая помогает улучшить рабочий процесс, понимая источники неудовлетворенности, анализируя происхождение и характер спроса, моделируя рабочий процесс предоставления услуг, выявляя и определяя классы услуг и разрабатывая систему Канбан.

Рассмотрим несколько шагов STATIK:

Шаг первый: выявить источники недовольства.

При совершенствовании системы канбан важно сначала понять источники недовольства. Каковы болевые точки в вашем текущем процессе? Какие области можно улучшить? После того как вы определили источники недовольства, можно приступить к их устранению. Не забудьте также определить степень удовлетворенности клиентов.

Шаг второй: проанализировать источник и природу спроса.

Предоставление услуг — постоянное реагирование на запросы или заказы клиентов/запрашивающих лиц или пользователей. Но что именно они просят? Всегда ли это явные запросы? Откуда и от кого приходят эти запросы? Каковы различные типы или категории этих запросов и какие ожидания с ними связаны?  Можно и нужно задавать много содержательных вопросов для того, чтобы лучше проанализировать  спрос.

Шаг третий: анализ возможностей системы.

Анализ возможностей системы сводится к тщательному изучению того, насколько бизнес может удовлетворить спрос. В идеале возможности соответствуют спросу. Ситуация, когда существует разрыв, является нежелательной. Спрос и возможности обычно анализируются для каждого типа рабочего элемента, определенного на предыдущем этапе. Таким образом, мы получаем полезную информацию о том, насколько хорошо мы справляемся с различными видами спроса, что помогает создать хороший дизайн системы Канбан на одном из последующих шагов.

Шаг четвертый: моделирование рабочего процесса предоставления услуг.

На этом этапе продолжается анализ работы по каждому типу/категории отдельно. Здесь определяется процесс предоставления ценности клиентам для каждого типа рабочих элементов. Важно помнить, что при моделировании рабочего процесса моделируется не организационная структура, а сам поток работы, поэтому создаваемый рабочий процесс должен состоять из действий, а не команд, организационных подразделений. Еще один жизненно важный принцип при моделировании рабочего процесса заключается в том, что мы стремимся отразить то, что на самом деле происходит в данный момент, когда предоставляется услуга. Может возникнуть соблазн идеализировать рабочий процесс, который, по нашему мнению, должен происходить. Но это упускает из виду важное правило Канбана: начинать с того места, где мы находимся сейчас.


Эти шаги должны помочь начать работу с методом Канбан. Важно, не обязательно выполнять все шаги в точности или в том порядке, который представлен в нашей статье. Вышеизложенное является всего лишь предложением. В одной из следующих статей мы продолжим рассказывать о работе с STATIK.